Экологический проект «Зеленая аптека на службе человека»
Участники проекта: воспитанники группы «Цветик – семицветик», педагоги, родители. Срок проекта: апрель 2007г. – апрель 2008г. Руководитель проекта: Вернякова Е.К.
Актуальность: Формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, имеющим значение для естественного оздоровления человека.
Проблема: Минимилизация знаний детей о лекарственных растениях в естественном оздоровлении человека.
Проектная идея: Создать на территории ДОУ огород лекарственных трав.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных трав, правилами их сбора, применением для оздоровления организма.
Задачи: Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, правилах сбора, способах применения для оздоровления организма человека. Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования. Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе.
Ожидаемый результат: сформированные знания у детей о лекарственных растениях; бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей.
Материал и оборудование: Справочная и художественная литература. Наглядный, иллюстративный материал (открытки, фотографии, слайды). Модели: «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку». Таблички – указатели с названием растений. Контейнеры для рассады и хранения лекарственных растений. Папка для гербария. Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли, лопатки).
План реализации проекта п/п МероприятияОтветственныйСроки Подготовительный этап (апрель – май 2007г.) 1.Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. Воспитатели группы, педагог – эколог, родители Апрель – май 2.Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленая аптека на службе человека». Воспитатели группы, педагог - эколог Апрель 3.Составление сметы расходов на реализацию проекта. Родительский комитет группы Апрель 4.Приобретение необходимого оборудования.Родительский комитет группы Май - июнь 5.Трудовая деятельность: уход за деревьями, уборка листьев, обрезка сухих веток и др. Воспитатели групп В течение всего проекта 6.Экскурсии в парк, прогулки по экологической тропе. Воспитатели группы, педагог – эколог Апрель – май
Деятельностный этап (июнь 2007г. – март 2008г.) 1.Разбивка огорода лекарственных трав.Воспитатели группы, родители Июнь 2007г. 2.Посадка семян и рассады.Воспитатели группы Июнь 2007г. 3.Изготовление табличек – указателей с названием растений. Родительский комитет группы Июнь 2007г. 4.Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост и развитие растений». Воспитатели группы, педагог - эколог Июнь 2007г.- март 2008г. 5.Ведение дневника наблюдений.Воспитатели группы В течение всего проекта 6.Экскурсии по экологической тропе.Воспитатели группы В течение всего проекта 7.Занятия с детьми: «Царство растений: травы», «Зеленая аптека», «Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения». Воспитатели группы Сентябрь, ноябрь, февраль, март.
8.Экскурсия в аптеку.Воспитатели группы Октябрь 2007г. 9.Сочинение сказок, рассказов, загадок о лекарственных растениях. Воспитатели группы, родители В течение проекта 10.Оформление гербария лекарственных трав.Воспитатели группы, родители Октябрь- декабрь 11.Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какая часть этого растения целебная?», «От какого растения часть». Воспитатели группы В течение проекта 12.Выпуск плаката в защиту растений.Воспитатели группы Март 2008г. 13.Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях. Воспитатели группы, муз. руководитель В течение проекта 14.Оформление сборника «Мамины рецепты».РодителиЯнварь – февраль 2008г.
Заключительный этап (апрель 2008г.) 1.Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду». Воспитатели группы Апрель 2008г. 2.Оформление книжек – самоделок «Мое любимое растение». Воспитатели группы Апрель 2008г. 3.Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители). Воспитатели группы, родители Апрель 2008г. 4.Подведение итогов реализации проекта.Вернякова Е.К.Апрель 2008г.
Критерии отслеживания результативности: Сформированные представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности. Бережное отношение детей к природе.
Смета расходов на приобретение материалов и оборудования, необходимых для реализации экологического проекта «Зеленая аптека на службе человека» п/п Наименование оборудования, материала Кол-воЦена, руб. Сумма, руб. 1.Контейнеры для растений Контейнеры для цветов Лупа Бумага писчая Альбом для рисования Ватман Папка с файлами165 8.Папка - скорошиватель Мультифора Фломастеры Итого1355
Список литературы: 1.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г. 2.К. Люцис. Растительный мир.- М.: ВАКО, 2007г. 3.Ходырева Н.В. Растения и здоровье.- М.: Просвещение, 2003г. 4.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006 г. 5.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006 г. 6.Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.- М.: ВАКО, 2005г. 7.Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки, праздники.- М.: Линка-Пресс, 2002 г. 8.Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям.- М.: Линка-Пресс, 2000 г. 9.Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экол. Культуры у детей старшего возраста. – М.: Просвещение, 2005 г. 10. Лагерь П.А. Травник.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004г.