Зайцева Т.Н. – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Борское Деятельностный подход в обучении
Новая дидактическая модель образования: основана на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)
Технология «Дебаты», как одна из форм организации диалога дискуссионного характера, направлена на развитие критического мышления, формирование ключевых компетентностей.
«Дебаты» позволяют: вовлечь в диалог всех учащихся; концентрировать внимание участников и зрителей на содержании проблемы; избежать стихийности и спонтанности хода обсуждения, отступления от обсуждения главной проблемы; исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при применении активных форм работы.
Этапы подготовки «Дебатов»: Знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов. Определение исходного тезиса дебатов. Подбор, изучение и анализ основной литературы. Распределение ролей. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Требования к теме «Дебатов»: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для участников.
Классификация «Дебатов» на уроках истории: Классические дебаты; Экспресс-дебаты; Проблемные дебаты.
Как выстроить доказательство своей позиции? 1.Чётко сформулировать позицию: я (не) согласен с точкой зрения, что…,потому, что…. 2. Аргументировать (объяснить, почему так считаешь) используя речевые обороты: во-первых…, во- вторых…; хочу добавить, что…; как мне представляется…;в виду того, что…; мне кажется, что… 3. Каждый аргумент подтвердить 1-2 фактами, цитатами (если они есть) 4. Обобщить свою позицию (сделать вывод): таким образом, я считаю…; в итоге хочу сказать, что…; из сказанного я заключаю…; исходя из выше сказанного следует, что…
Средства подготовки учащихся к дебатам: Конструирование системы аргументов и контраргументов (необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого- либо тезиса). Задания на тему «Посмотри на мир чужими глазами». Изложение материала тезисами. Тест на определение «важного» и «несущественного»; Построение пар на выявлении следственно- логических связей (причина – следствие);
Темы, предлагаемые для дебатов: «Путь централизации Ивана Грозного был разорительным и гибельным для России». «Петр I – великий реформатор». «Золотой век» российского дворянства – это оптимальный вариант развития России. «Коллективизация- трагедия крестьянина- труженика». «Приватизация в 90-е г. – разворовывание общенародной собственности».
Что такое «критическое мышление»? Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт; Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно- ориентированного подхода; Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее; Мышление рефлексивное
Технология развития критического мышления Технологические этапы Фаза 1 Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2 Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3 Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Ключевое слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры»
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Проблемы России ликвидация последствий правления Павла I; усовершенствование государственного аппарата, создание парламента; введение конституции ; отмена крепостного права; Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. развитие образования в стране.
Преобразовани я Александра I в 1801 – 1806 годах. ликвидация последствий правления Павла I; усовершенствование государственного аппарата Решение крестьянского вопроса Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. проведена амнистия гг. – созданы министерства 1803 г-реформа народного просвещения 1801 г – право недворян покупать землю г. – Указ о вольных хлебопашцах. Открыты границы г. – Сенат - высший судебный орган. развитие образования в стране. В Прибалтике крестьяне- наследственные владельцы земли 1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр.
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации