Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова С.В. МДОУ д/с КВ 9 «Солнышко» г. Южноуральск 2014
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
Работая в детском саду, я наблюдала следующее: у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения.
цель моей работы развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.
задача развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей, направленные на умственное развитие в целом.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа: создана соответствующая развивающая среда
разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста, составлена картотека логико- математических игр; оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.
условия работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции.
Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п.
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали: более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
Игры с палочками Кюизенера
В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации.
В дальнейшем согласились и приняли участие в приобретении дидактических пособий (игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша на каждого ребенка).
В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Геоконт» автор Воскобович В.В., «Игры Никитина».
Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.
Спасибо за внимание!