КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ. ПЕРЕОЦЕНИТЬ ПРИВНЕСЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ В СЛАВЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНО. ЭТО ВЕЛИЧАЙШИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ВКЛАД В КУЛЬТУРУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ. ПЕРЕОЦЕНИТЬ ПРИВНЕСЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ В СЛАВЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНО. ЭТО ВЕЛИЧАЙШИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ВКЛАД В КУЛЬТУРУ.
Advertisements

Происхождение славянской письменности. Деятельность славянских первоучителей Князь Великой Моравии Ростислав обратился в 863 году к византийскому руководству.
Презентация Святые Кирилл и Мефодий. Составители Ланец и Топилин. Ученики 7 Б класса Школы 787. Ну что, начнём. Ну что, начнём.
КЛАССНЫЙ ЧАС СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ, УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ ВЫПОЛНИЛА ЗЕМЛЯКОВА Л.Н., УЧИТЕЛЬ МБОУСОШ 13 ИМЕНИ А. Д ЗНАМЕНСКОГО.
Откуда пошла русская грамота на Руси Тема:. Кирилл и Мефодий.
Классный час 7 «А» класс ГБОУ СОШ 787. Кирилл (827869) Мефодий(815885)
Кирилл и Мефодий Выполнила: Войтюк Яна, ученица 10 класса «Б». МОУ-гимназия г. Переславля-Залесского, 2005.
Канонизированы и почитаются в православии как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские». Кирилл и Мефодий.
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.
ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.
Кирилл и Мефодий Создатели славянской азбуки. Кто же такие Кирилл и Мефодий В чём их заслуги перед народом.
Кирилл и Мефодий.
Слава Вам, братья, славян просветители! Автор – Дмитриева М.В.
Возникновение славянской письменности Выполнил: ученик 8 класса Осипов М. А.
1 ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ Памяти св. Кирилла и Мефодия.
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ Памяти св. Кирилла и Мефодия.
КириллКирилл и Мефодий братья просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.Мефодий славянской азбуки христианства.
День славянской письменности и культуры. Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания.
Работу выполнил ученик 5а класса Бурминский Владислав.
Происхождение славянской письменности Проектная работа преподавателей кафедры общего языкознания КГПУ Якубайлик Г. А., Бариловской А. А.
Транксрипт:

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ

ПЕРЕОЦЕНИТЬ ПРИВНЕСЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ В СЛАВЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНО. ЭТО ВЕЛИЧАЙШИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ВКЛАД В КУЛЬТУРУ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ. ТОЛЬКО С УСТАНОВЛЕНИЕМ ПИСЬМЕННОСТИ НАЧИНАЕТСЯ ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА, ИСТОРИЯ ЕГО КУЛЬТУРЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА.

ДВА ЧЕЛОВЕКА, О КОТОРЫХ ПОЙДЕТ РЕЧЬ, НИКОГДА В СВОИХ ЖИЗНЕННЫХ КОЛЛИЗИЯХ И СТРАНСТВИЯХ НЕ ПОПАДАЛИ В ЗЕМЛИ ДРЕВНЕЙ РУСИ; ЖИЛИ ОНИ ЗА СТО С ЛИШНЕМ ЛЕТ ДО ТОГО, КОГДА ЗДЕСЬ ОФИЦИАЛЬНО КРЕСТИЛИСЬ И ПРИНЯЛИ ИХ ПИСЬМЕНА. КАЗАЛОСЬ БЫ, КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ ПРИНАДЛЕЖАТ К ИСТОРИИ ДРУГИХ НАРОДОВ. НО ИМЕННО ОНИ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛИ ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА.

РОДНЫЕ БРАТЬЯ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ ПРОИСХОДИЛИ ИЗ СЕМЬИ ВОЕВОДЫ, БОЛГАРСКОГО СЛАВЯНИНА, ЖИВШЕЙ В ГРЕЧЕСКОМ ГОРОДЕ СОЛУНИ* (В МАКЕДОНИИ). МЕФОДИЙ БЫЛ СТАРШИМ ИЗ СЕМИ БРАТЬЕВ, КОНСТАНТИН (КИРИЛЛ ЕГО МОНАШЕСКОЕ ИМЯ) САМЫМ МЛАДШИМ. *Солунь – город лежит в глубине большего Солунского или Фермейского залива, составляющего часть Эгейского моря (Архипелага). В настоящее время известен под именем Салоники (Фессалоники), второй по величине город Греции.

МЕФОДИЙ СНАЧАЛА СЛУЖИЛ, КАК И ОТЕЦ ЕГО, В ВОЕННОМ ЗВАНИИ. ЦАРЬ, УЗНАВ О НЕМ, КАК О ХОРОШЕМ ВОИНЕ, ПОСТАВИЛ ЕГО ВОЕВОДОЙ В ОДНО СЛАВЯНСКОЕ КНЯЖЕСТВО СЛАВИНИЮ, БЫВШЕЮ ПОД ГРЕЧЕСКОЙ ДЕРЖАВОЙ.

ПРОБЫВ В ЧИНЕ ВОЕВОДЫ ОКОЛО 10 ЛЕТ И ПОЗНАВ СУЕТУ ЖИТЕЙСКУЮ, МЕФОДИЙ СТАЛ РАСПОЛАГАВ СВОЮ ВОЛЮ К ОТРЕЧЕНИЮ ОТ ВСЕГО ЗЕМНОГО И УСТРЕМЛЯТЬ СВОИ МЫСЛИ К НЕБЕСНОМУ. ОСТАВИВ ВОЕВОДСТВО И ВСЕ УТЕХИ МИРА, ОН УШЕЛ В МОНАХИ НА ГОРУ ОЛИМП.

А БРАТ ЕГО СВЯТОЙ КОНСТАНТИН С ЮНОСТИ СВОЕЙ ПОКАЗАЛ БЛЕСТЯЩИЕ УСПЕХИ КАК В СВЕТСКОМ, ТАК И В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. ОН УЧИЛСЯ ВМЕСТЕ С МАЛОЛЕТНИМ ИМПЕРАТОРОМ МИХАИЛОМ У ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ У ФОТИЯ, БУДУЩЕГО ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ПОЛУЧИВ БЛЕСТЯЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОН В СОВЕРШЕНСТВЕ ПОСТИГ ВСЕ НАУКИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ И МНОГИЕ ЯЗЫКИ, ОСОБЕННО ПРИЛЕЖНО ИЗУЧАЛ ОН ТВОРЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ЗА ЧТО ПОЛУЧИЛ ПРОЗВАНИЕ ФИЛОСОФА (МУДРОГО).

ПО ОКОНЧАНИИ УЧЕНИЯ КОНСТАНТИН ПРИНЯЛ САН ИЕРЕЯ И БЫЛ НАЗНАЧЕН ХРАНИТЕЛЕМ ПАТРИАРШЕЙ БИБЛИОТЕКИ ПРИ ХРАМЕ СВЯТОЙ СОФИИ. НО, ПРЕНЕБРЕГАЯ ВСЕМИ ВЫГОДАМИ СВОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ, УДАЛИЛСЯ В ОДИН ИЗ МОНАСТЫРЕЙ ПРИ ЧЕРНОМ МОРЕ. ПОЧТИ НАСИЛЬНО ОН БЫЛ ВОЗВРАЩЕН В КОНСТАНТИНОПОЛЬ И ОПРЕДЕЛЕН УЧИТЕЛЕМ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ШКОЛЕ.

ЗАТЕМ КИРИЛЛ УДАЛИЛСЯ К БРАТУ МЕФОДИЮ И НЕСКОЛЬКО ЛЕТ РАЗДЕЛЯЛ С НИМ ИНОЧЕСКИЕ ПОДВИГИ В МОНАСТЫРЕ НА ОЛИМПЕ, ГДЕ ВПЕРВЫЕ СТАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИЗУЧЕНИЕМ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА. В ОБИТЕЛЯХ, БЫВШИХ НА ГОРЕ, БЫЛО МНОГО ИНОКОВ-СЛАВЯН ИЗ РАЗНЫХ СОСЕДНИХ СТРАН, ПОЧЕМУ КОНСТАНТИН МОГ ИМЕТЬ ЗДЕСЬ ДЛЯ СЕБЯ ПОСТОЯННУЮ ПРАКТИКУ, ЧТО ДЛЯ НЕГО БЫЛО ОСОБЕННО ВАЖНО, ТАК КАК ОН, ПОЧТИ С ДЕТСТВА, ВСЕ ВРЕМЯ ПРОВОДИЛ В ГРЕЧЕСКОЙ СРЕДЕ.

ВСКОРЕ ПРИШЛИ К ИМПЕРАТОРУ ПОСЛЫ ОТ МОРАВСКОГО КНЯЗЯ РОСТИСЛАВА, ПРИТЕСНЯЕМОГО НЕМЕЦКИМИ ЕПИСКОПАМИ, С ПРОСЬБОЙ ПОСЛАТЬ В МОРАВИЮ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ПРОПОВЕДОВАТЬ НА РОДНОМ ДЛЯ СЛАВЯН ЯЗЫКЕ. ИМПЕРАТОР ПРИЗВАЛ СВЯТОГО КОНСТАНТИНА И СКАЗАЛ ЕМУ: «НЕОБХОДИМО ТЕБЕ ИДТИ ТУДА, ИБО ЛУЧШЕ ТЕБЯ НИКТО ЭТОГО НЕ ВЫПОЛНИТ». Император направляет св. Кирилла ) в Моравию. Фреска. Базилика св. Климента IX в. Рим.

КИРИЛЛ СОЗДАЕТ СЛАВЯНСКУЮ АЗБУКУ ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ГРЕЧЕСКОЙ. С ПОМОЩЬЮ СВОЕГО БРАТА МЕФОДИЯ И УЧЕНИКОВ ГОРАЗДА, КЛИМЕНТА, САВВЫ, НАУМА И АНГЕЛЯРА ОН ПЕРЕВЕЛ НА СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕ МОГЛО СОВЕРШАТЬСЯ БОГОСЛУЖЕНИЕ: ЕВАНГЕЛИЕ, ПСАЛТИРЬ И ИЗБРАННЫЕ СЛУЖБЫ.

СРЕДИ УЧЕНЫХ НЕТ ЕДИНОГО МНЕНИЯ О ТОМ, КАКУЮ ИМЕННО АЗБУКУ СОЗДАЛ КИРИЛЛ КИРИЛЛИЦУ ИЛИ ГЛАГОЛИЦУ. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ КИРИЛЛИЦЫ ТЕРЯЕТСЯ В ТЕМНОТЕ ВЕКОВ. МНОГИЕ УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО КИРИЛЛОМ БЫЛА СОЗДАНА ИМЕННО ЭТА АЗБУКА. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ОН ИЗОБРЕЛ ГЛАГОЛИЦУ, А КИРИЛЛИЦА БЫЛА РАЗРАБОТАНА В КОНЦЕ IX НАЧАЛЕ X ВЕКОВ В ДРЕВНЕЙ БОЛГАРИИ. ГЛАГОЛИЦА ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ С КИРИЛЛИЦЕЙ ПО АЛФАВИТНОМУ СОСТАВУ, РАСПОЛОЖЕНИЮ И ЗВУКОВОМУ ЗНАЧЕНИЮ БУКВ, НО ОТЛИЧАЕТСЯ БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ ИХ ФОРМОЙ.

КОГДА И КЕМ БЫЛА РАЗРАБОТАНА ГЛАГОЛИЦА, ТОЧНО НЕ ВЫЯСНЕНО ДО СИХ ПОР. ОДНИ ИССЛЕДОВАТЕЛИ БЫЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ГЛАГОЛИЦА БЫЛА СОТВОРЕНА КИРИЛЛОМ НА ОСНОВЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ СКОРОПИСИ. ДРУГИЕ УЧЕНЫЕ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ЧТО ГЛАГОЛИЦУ ВВЕЛИ УЧЕНИКИ КИРИЛЛА, ПОСКОЛЬКУ СЛИШКОМ ПОХОЖАЯ НА ВИЗАНТИЙСКОЕ ПИСЬМО КИРИЛЛИЦА СТАЛА ПРЕСЛЕДОВАТЬСЯ ЗАПАДНЫМ ЛАТИНСКИМ ДУХОВЕНСТВОМ, СОПЕРНИЧАВШИМ С ВИЗАНТИЙСКИМИ МИССИОНЕРАМИ В ЭТОМ РЕГИОНЕ. ВЫСКАЗЫВАЛИСЬ ДОГАДКИ, ЧТО ГЛАГОЛИЦА ВОЗНИКЛА КАК ТАЙНОПИСЬ КИРИЛЛИЦЫ. ТРЕТЬИ СКЛОННЫ СЧИТАТЬ ГЛАГОЛИЦУ ДОКИРИЛЛОВСКИМ СЛАВЯНСКИМ ПИСЬМОМ.

ДО XIXII ВЕКОВ И КИРИЛЛИЦА И ГЛАГОЛИЦА ПРИМЕНЯЛИСЬ ПАРАЛЛЕЛЬНО. ПОЗЖЕ ГРАФИЧЕСКИ БОЛЕЕ СОВЕРШЕННАЯ КИРИЛЛИЦА ПОВСЕМЕСТНО ВЫТЕСНИЛА ГЛАГОЛИЦУ. В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ БОЛЕЕ 70-ТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ ПОСТРОЕНО НА КИРИЛЛИЧЕСКОЙ АЗБУКЕ. ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРЕВОДА СВЯТЫЕ БРАТЬЯ ОТПРАВИЛИСЬ МОРАВИЮ, ПРОДОЛЖАЯ ПО ДОРОГЕ СВОЮ РАБОТУ НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ АЛФАВИТА.

ПУТЬ ОКАЗАЛСЯ НЕБЛИЗКИМ…

В МОРАВИИ БРАТЬЯ БЫЛИ ПРИНЯТЫ С ВЕЛИКОЙ ЧЕСТЬЮ И СТАЛИ УЧИТЬ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ НА СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ. ЭТО ВЫЗВАЛО ЗЛОБУ НЕМЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ, СОВЕРШАВШИХ В МОРАВСКИХ ЦЕРКВАХ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ, И ОНИ ВОССТАЛИ ПРОТИВ СВЯТЫХ БРАТЬЕВ И ПОДАЛИ ЖАЛОБУ В РИМ. В 867 ГОДУ СВ. МЕФОДИЙ И КОНСТАНТИН ВЫЗВАНЫ БЫЛИ ПАПОЮ НИКОЛАЕМ I В РИМ НА СУД ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОГО ВОПРОСА. ПАПА РИМСКИЙ УТВЕРДИЛ БОГОСЛУЖЕНИЕ НА СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ, А ПЕРЕВЕДЕННЫЕ БРАТЬЯМИ КНИГИ ПРИКАЗАЛ ПОЛОЖИТЬ В РИМСКИХ ЦЕРКВАХ И СОВЕРШАТЬ ЛИТУРГИЮ НА СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.

НАХОДЯСЬ В РИМЕ, СВЯТОЙ КОНСТАНТИН, В ЧУДЕСНОМ ВИДЕНИИ ИЗВЕЩЕННЫЙ ГОСПОДОМ О ПРИБЛИЖЕНИИ КОНЧИНЫ, ПРИНЯЛ СХИМУ С ИМЕНЕМ КИРИЛЛ. ЧЕРЕЗ 50 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ СХИМЫ, 14 ФЕВРАЛЯ 869 ГОДА, РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КИРИЛЛ СКОНЧАЛСЯ В ВОЗРАСТЕ 42 ЛЕТ. ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ОН ГОВОРИЛ БРАТУ: «МЫ С ТОБОЙ КАК ДРУЖНАЯ ПАРА ВОЛОВ ВЕЛИ ОДНУ БОРОЗДУ; Я ИЗНЕМОГ, НО ТЫ НЕ ПОДУМАЙ ОСТАВИТЬ ТРУДЫ УЧИТЕЛЬСТВА И СНОВА УДАЛИТЬСЯ НА СВОЮ ГОРУ».

ПОСЛЕ КОНЧИНЫ СВЯТОГО КИРИЛЛА ПАПА, СЛЕДУЯ ПРОСЬБЕ СЛАВЯНСКОГО КНЯЗЯ КОЦЕЛА, ПОСЛАЛ СВЯТОГО МЕФОДИЯ В ПАННОНИЮ, РУКОПОЛОЖИВ ЕГО ВО АРХИЕПИСКОПА МОРАВИИ И ПАННОНИИ, НА ДРЕВНИЙ ПРЕСТОЛ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНТРОДИНА. ПРИ ЭТОМ МЕФОДИЮ НЕМАЛО ПРИХОДИЛОСЬ ПЕРЕНОСИТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ ОТ ИНОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРОВ, НО ОН ПРОДОЛЖАЛ ЕВАНГЕЛЬСКУЮ ПРОПОВЕДЬ СРЕДИ СЛАВЯН И КРЕСТИЛ ЧЕШСКОГО КНЯЗЯ БОРИВОЯ И ЕГО СУПРУГУ ЛЮДМИЛУ (ПАМЯТЬ 16 СЕНТЯБРЯ), А ТАКЖЕ ОДНОГО ИЗ ПОЛЬСКИХ КНЯЗЕЙ.

СВЯТИТЕЛЬ ПРЕДСКАЗАЛ ДЕНЬ СВОЕЙ СМЕРТИ И СКОНЧАЛСЯ 6 АПРЕЛЯ 885 ГОДА В ВОЗРАСТЕ ОКОЛО 60 ЛЕТ. ОТПЕВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ БЫЛО СОВЕРШЕНО НА ТРЕХ ЯЗЫКАХ СЛАВЯНСКОМ, ГРЕЧЕСКОМ И ЛАТИНСКОМ; ОН БЫЛ ПОГРЕБЕН В СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ВЕЛЕГРАДА СТОЛИЦЫ МОРАВИИ.

К ЛИКУ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ ПРИЧИСЛЕНЫ В ДРЕВНОСТИ. В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПАМЯТЬ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ СЛАВЯН ЧЕСТВУЕТСЯ С XI ВЕКА. ДРЕВНЕЙШИЕ СЛУЖБЫ СВЯТЫМ, ДОШЕДШИЕ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ, ОТНОСЯТСЯ К XIII ВЕКУ. Кирилл и Мефодий. Фреска в Зографском монастыре на Афоне