Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России
2 Количество ВУЗов, осуществляющих подготовку По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2013 году общее количество ВУЗов, в которых осуществляется подготовка по направлению «Техносферная безопасность» или соответствующим ему специальностям, составило 276, что больше, чем в 2012 году – 248
3 Количество выпускников ВУЗов По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации численность выпускников по направлению подготовки «Техносферная безопасность» составила в 2013 году 7651 чел., в 2012 году – 7356 чел
4 Оценка уровня подготовки специалистов по охране труда. Взгляд работодателя. По данным опроса большинство респондентов считают специалистов по охране труда хорошо подготовленными к выполнению соответствующих трудовых функций (64,3% работодателей, представляющих производственные отрасли экономики и 54,1% работодателей в социальном секторе).
5 Распределение мнений работодателей о проблемах в подготовке специалистов по охране труда Наиболее значимые проблемы в подготовке специалистов по охране труда - слабый уровень практической подготовки и отсутствие знаний о международных стандартах и лучших практиках в области охраны труда являются. Каждый пятый опрошенный также обратил внимание на недостаточный уровень подготовки в области права.
6 Распределение мнений специалистов по охране труда о качестве подготовки по соответствующей специальности в ВУЗе Основные проблемы подготовки специалистов – оторванность знаний от практики, отсутствие представлений о международных стандартах и лучших практиках, низкий уровень правовой подготовки.
7 Оценка уровня развития компетенций сотрудников служб охраны труда В среднем чуть более половины опрошенных (50,5%) оценивают уровень развития компетенций сотрудников служб охраны труда высоко; 44,5% респондентов считают его средним и порядка 5% считают уровень развития компетенций сотрудников служб охраны труда в целом низким.
8 Знания, необходимые для успешного выполнения функций специалиста по охране труда (по данным исследования) Знания Ранг (важность) Знание законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, государственных нормативных требований охраны труда 1 Требования безопасного ведения работ 2 Порядок проведения расследования несчастных случаев 2 Методы изучения условий труда на рабочих местах 3 Правила и средства контроля технического состояния оборудования 4 Виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации 4 Делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда 4 Основные технологические процессы и режимы производства 5 Производственная и организационная структура предприятия 6 Порядок и сроки составления отчетности и выполнении мероприятий по охране труда 6 Методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками 7 Национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда 8 Психофизиологические требования к работникам 8 Передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда 9 Международные нормативные документы в области охраны труда, ратифицированные Российской Федерацией 10
9 Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» ГОСТ Р – 2012 OHSAS Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда Планирование Политика в области безопасности труда и охраны здоровья Мониторинг функционирования системы управления охраной труда Внедрение и функционирование Проверки Анализ системы менеджмента высшим руководством организации Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» (Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. 524 н)
10 Образовательный стандарт в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками ФГОС ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ