Влияние СМИ на избирательную кампанию
СМИ в политике В ситуации выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиции и возможностей средств массовой информации, продолжающих, несмотря на все переживаемые ими сложности, играть достаточно существенную роль в определении населением России своих политических симпатий и антипатий. Не случайно многие участники предвыборного марафона уповают на СМИ как на гарантирующее победу чудодейственное средство и используют все мыслимые средства, чтобы сделать СМИ послушным инструментом политиков.
Российские СМИ Российские СМИ успели выработать традицию тесных, доходящих до уровня идеального симбиоза связей с политиками и их окружением. Несмотря на то, что на поверхностный взгляд журналисты и политики выглядят как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна аудитория, журналистам – ньюсмейкеры. Политики хорошо понимают, что журналисты слетятся на любое мероприятие, которое может стать предметом обывательского интереса, сколь бы тривиальным оно ни было.
Известно, насколько велики возможности средств массовой информации и пропаганды в воздействии на огромные аудитории. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его новыми фактами.
Телевыборы Телевидение является главным источником информации о кандидатах любого ранга: их политических, экономических взглядах и намерениях, общественном статусе, личностных особенностях, внешнем облике, а также дает возможность ознакомиться с методами ведения предвыборной агитации. Недаром современные выборы часто называют теле выборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов.
Телевидение Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс- секретарей, режиссеров, их искусство владения «телевизионным окружением», позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства, вложенные в телевидение.
Менеджер Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату.
Важность На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление.
Формы телевизионной работы В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления о нем влиятельных лиц. Теледебаты, прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие.
Радио Радио после телевидения является также эффективным средством информационного воздействия на избирателей. Особенно хороши радиоматериалы, направленные на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио. Как и телевидение, радиопропаганда имеет свои существенные специфические особенности, которые обязан знать каждый профессиональный менеджер и имиджмейкер.
Газеты Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения. Появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете является дополнительным средством в борьбе за голоса избирателей.
Предвыборные газеты В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, вперед смотрящие политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно выстреливают в нужных направлениях. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных предвыборных газет.
Влияние СМИ Влияние средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д.
Формирование выборных органов власти В сфере формирования представительных и других выборных органов власти влияние СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором – как самостоятельный институт демократии.
СМИ в избирательной кампании Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ:
Избирательными комиссиями
Органами местного самоуправления Структура органов местного самоуправления муниципального образования «Малопургинский район» состоит из главы муниципального образования, Совета депутатов муниципального образования «Малопургинский район»(представительный орган местного самоуправления), администрации муниципального образования «Малопургинский район» (исполнительный орган местного самоуправления).
Кандидатами, избирательными объединениями и блоками, и т.д. Деятельность избирательных блоков, их права и возможные ограничения определяются законодательством соответствующих стран. В России до внесения в 2007 изменений в закон блоки могли выдвигать списки кандидатов на выборы всех уровней, в том числе на думских. Избирательным блоком при этом признавалось объединение двух или более общественных движений или партий.
По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.
Предоставления СМИ Согласно инструкциям Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.
Региональные государственные СМИ Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.
Муниципальные организации СМИ Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.
Негосударственные СМИ Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.
Расценка СМИ Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).
Участие СМИ В чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? В осуществлении гражданского контроля на всех этапах подготовки и проведения выборов. Но это с одно стороны, с другой это возможность конкуренции политических программ, возможность убедить избирателей голосовать за того или иного кандидата.
Предвыборная агитация Основная задача предвыборной агитации – этом привлечение максимального числа сторонников и в итоге получение наибольшего количества голосов за своего кандидата. Поэтому каждая партия, кандидат, осознанно стремясь к власти, использует различные способы привлечения внимания избирателей и воздействия на электорат:
Влияние СМИ на население Влияние средств массовой информации на население имеет кумулятивный характер, т.е. со временем эффект накапливается, респонденты постепенно изменяют свое мнение по мере накопления определенного количества информации. Региональные СМИ, в основном, влияют на отношение к местным лидерам, в то время как на оценку лидеров федерального масштаба региональные СМИ оказывают гораздо меньшее влияние.
Влияние на избирателей Согласно проводившимся исследованиям, по степени влияния на избирателей первое место занимают все- таки публикации в прессе (50% опрошенных). Исследования показывают, что стремление прочесть что-либо о кандидате в газете характеризует почти всех избирателей, за исключением тех, кто принципиально не собирается идти голосовать. Пресса, таким образом, является лидером среди предпочитаемых источников информации по избирательной кампании.
Телевидение как источник информации Второе место по степени важности для избирателей занимает телевидение как источник информирования, предпочтение при этом отдается телепередачам, теледебатам и телерепортажам.
Воздействие телевидения Воздействие телевидения на массовое сознание обусловлено так называемым эффектом присутствия. То, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий.
Подытожим Эффективность влияния СМИ в избирательном процессе определяется, с одной стороны, умением использовать политические технологии в правовых рамках, а с другой стороны, потенциальной возможностью воздействия СМИ на избирателей.