Выполнил ученик 7 «Б» класса МАОУ «Лицей 10» г. Пермь Козлов Евгений Руководитель: Кузнецова Светлана Валерьевна Учитель математики Всероссийский дистанционный конкурс ученических презентаций «Планета увлечений» 2012 Номинация «Презентация для внеурочного мероприятия»
Что такое золотое сечение История золотого сечения Золотое сечение в искусстве Литература
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.
Принцип золотого сечения – наивысшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от каждого из краев картины. И между каждой точкой находится 2/8 от длины или ширины картины
Золотое сечение - это сечение отрезка на две части так, что длина большей части относится к длине меньшей части так же, как длина всего отрезка к длине большей части. Золотой вурф - это последовательный ряд отрезков, когда смежные отрезки находятся в отношении золотого сечения.
В идеальной пятиконечной звезде каждый отрезок, пересекает другой отрезок в золотом сечении, то есть делит его на две неравные части так, что большая относится к меньшей так как целое относится к большей
История Золотого Сечения.
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
Французский архитектор Ле Корбюзье увидел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения.
В эпоху Возрождения усилился интерес к золотому сечению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских художников большой опыт большой, а знаний мало.
Леонардо задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем.
Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась О перспективе в живописи. Его считают творцом начертательной геометрии.
Золотое сечение в искусстве.
Памятники создаются, чтобы увековечить великие события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей и их подвиги. Известно, что еще в древности основу скульптуры составляла теория золотого сечения Отношения частей человеческого тела связывались с формулой золотого сечения. Пропорции Золотого сечения создают впечатление гармонии красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях.
Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении золотого сечения. Так, например, знаменитая статуя Аполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся по золотым отношениям. Великий древнегреческий скульптор Фидий часто использовал золотое сечение в своих произведениях. Самыми знаменитыми из них были статуя Зевса Олимпийского (которая считалась одним из чудес света) и Афины Парфенос.
Болгарский журнал Отечество (10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша О втором золотом сечении, которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций изображений удлиненного горизонтального формата.
У ребят было домашнее задание найти «пропорцию в жизни». Женя подготовил презентацию на тему «золотое сечение». Данная работа содержит 18 слайдов. Он показал, что такое «золотое сечение», рассказал историю появления данного термина, привел примеры «золотого сечения» в искусстве. Данная работа является обзорной. Работа была рассмотрена на уроках математического кружка. Детям работа понравилась, на уроке на репродукциях в учебнике сами пробовали найти зрительные центры. Данную презентацию можно использовать на уроках технологии и искусства как дополнительный материал к уроку.
Ф. В. Ковалев «Золотое сечение в живописи» - Киев people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm Энциклопедия «Аванта» «Математика»