МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ПРОГИМНАЗИЯ 119» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ» ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МОКШИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Общая характеристика программы «Истоки» В программе «Истоки» обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Цель программы - разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Задачи программы «Истоки» Разносторонне развитие ребенка Формирование универсальных, в том числе творческих способностей соответствующего возрастным возможностям Обеспечение для всех детей равного старта развития
Структура занятия развития речи по программе «Истоки» 1 Вводная часть: организационный момент 2 Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи. - задания на развитие интонационной выразительности речи - мимическая гимнастика лица - сюрпризный момент. 3 Введение в тему занятия 4 Физминутка. 5 Фрагмент драматизации сказки, рассказа 6 Выполнение заданий к сказке, рассказу 7 Итог занятия: релаксация. Приложение 1Приложение 1
Особенности развития речи по программе «Истоки» 1 Развитие связной речи определяется авторами программы как основа социальной связи, налаживания отношений и речевого общений. 2 Особенно ценен специально разработанный учебно- методический комплект по коммуникативному развитию. Технология учения диалогу рассчитана на двухгодичный курс для детей 3-5 лет. Предполагаются проведение одного коллективного занятия в неделю и организация игр парами 1-2 раза в неделю.
Коллективное занятие Игра - парами
Обучение проводится в форме подгрупповых и фронтальных игр-занятий. На занятиях решаются задачи игрового взаимодействия и проблемных речевых ситуаций (ориентированные на речевое взаимодействие детей со сверстниками, а также игровое общение).
Авторы приводят не дисциплинарные формы привлечения внимания, подчеркивают их значимость для эмоционального комфорта: разнообразные сюрпризные моменты, слуховые и зрительные эффекты, элементы костюма воспитателя.
3 Установление связи развития речи с эстетическим развитием дошкольников. Подчеркивается роль словотворчества, сюжетно- ролевых игр в языковом развитии дошкольников, синтеза вербальной и невербальной выразительности в игре. Авторы программы считают, что только проигрывание противоречивых ситуаций способствует их «проживанию», делает возможным понимание их художественного образа и авторского замысла.
1 При организации занятий педагогу рекомендуется использовать элементы сюрприз насти, в конце занятия уточнять усвоенный материал, учитывать связь программного содержания с повседневной жизнью, применять различные формы размещения детей (сидя за столами, на ковре, стоя за мольбертами). 2 Особое внимание обращается на включение в структуру занятия активизирующего общения, дружеских бесед, не дисциплинарные формы привлечения внимания (сюрпризное появление персонажей, слуховые и зрительные эффекты). 3 Основные принципы создания развивающей среды: развивающий характер, совершенство форм игровых предметов, оптимальное цветовое решение, вариативность, образность, сказочность, связь с природой, проблемность, исключение безвкусицы, экологическая безопасность. Рекомендации для воспитателей
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!