Организация предметно-пространственной среды в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» Серебряно-Прудского района Московской области в целях формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста
Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды реализует возможности мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. Целью гендерного подхода является: -воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей; -повышение психологической компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросах гендера; -развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому признаку.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится на основе: -эффективного развития индивидуальности детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности; -возможности реализации собственных потребностей и интересов каждому ребенку.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть: -трансформируемой; -полифункциональнойй; -доступной; -безопасной; -иметь содержательную насыщенность.
Для формирования первичных гендерных представлений необходимо решение следующих задач: накопление сюжетно-игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек); подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей; организация предметно-развивающего среды в группах, способствующей формированию гендерной идентичности дошкольников в режимных моментах. обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики/девочки, мужчины/женщины; воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желания соответствовать эталону женственности или мужественности;
Оборудование в группе: -распределено по уголкам, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам; -хранится в контейнерах; -подвижно (на колёсиках); -доступно; -безопасно; -полифункциональной (используется в различных сюжетно-ролевых играх, в ООД). - меняется в соответствии с планированием образовательного процесса.
ИГРОВЫЕ УГОЛКИ:
Все игровое оборудование возможно перемещать, использовать в различных сюжетно – ролевых играх.
Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей:
УГОЛОК «МАГАЗИН» СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК
ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В Р.Н. СКАЗКАХ» УГОЛОК РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УГОЛОК МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК И УГОЛОК ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ КНИЖНЫЙ УГОЛОК: ДЛЯ ДЕВОЧЕК
УГОЛОК ОПЫТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТР ВОДЫ И ПЕСКА
В группе есть необходимые материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек в труде, различаются по цвету, размеру:
Дополнением предметно – развивающей среды используются различные маркеры: цветные метки для кроватей; полотенца разного цвета для мальчиков и девочек; стаканчики двух цветов для изодеятельности; салфетки 2-х цветов; наклейки на дверцы туалетов; двухцветные шкафчики для раздевания.
Основной задачей, которую надо решать при оформлении группы с учётом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ребёнку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Гендерный подход в организации предметно – развивающей среды реализует возможности мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 2 (на начало и конец учебного г.)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!