Основные требования к информационной и консультативной работе. Вопросы профессиональных отношений провизора и фармацевта. Кононова С.В. – д.ф.н. член-кор. РАЕН Декан фарм. факультета НижГМА
Отличительные черты системы фармацевтической помощи новый тип взаимоотношений – « терапевтические взаимоотношения» в цепочке врач – фармацевтический работник – пациент; участие специалиста с высшим фармацевтическим образованием в управлении лечебным процессом, а именно, обоснование выбора необходимых лекарственных препаратов, консультирование и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии; достижение клинических результатов при оптимальных экономических затратах; совершенствование системы распределения лекарственных препаратов (полное управление качеством, социальная фармация и др.); оптимизация информации о лекарственных препаратах для населения (совершенствование ее формы и содержания на этикетках, информации для потребителей).
Структура фармацевтической помощи Нормативная правовая база Компетентность специалистов Фармацевтические организации Фармацевтические товары и услуги Потребительский спрос Информационная деятельность Фармацевтическое консультирование
Требования к фармспециалистам 1789 г. – Аптекарский устав «Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв. Прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно» г. - ВОЗ «Фармацевт 7 звездочек» работник системы здравоохранения, член команды; способен принимать ответственные решения; специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом; готов к лидерству в интересах общества; руководитель, способный управлять ресурсами и информацией; готов учиться всю жизнь; наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).
Требования к фармспециалистам 2003г. – Государственный образовательный стандарт -организация, планирование и анализ деятельности фармацевтической организации -проведение маркетинговых исследований фармацевтических товаров и услуг -оказание консультативной помощи специалистам ЛПУ, населению, органам власти, СМИ -ведение документации установленного образца -осуществление научно-исследовательской работы
Информирование и консультирование Информирование и консультирование – внешне-внутреннее взаимодействие, которое обеспечивает связь: фармацевт пациент врач
Информирование и консультирование Взаимодействие отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, взаимную обусловленность их, изменение состояния (причина и следствие)
Причина Фармацевт: - увеличение объема продаж; - удовлетворение спроса. Врач: - излечивание болезни; - сохранение здоровья; - оптимальное финансирование. Потребитель: - профилактика заболеваний; - заболевание; - период выздоровления.
Следствие Фармацевт: - профессиональный успех; - финансовые выгоды. Врач: - профессиональный успех; - качество жизни; - рациональное финансирование. Потребитель: - удовлетворение спроса; - финансовые выгоды.
Информирование и консультирование Взаимообусловленность – влияние провизора (фармацевта) на потребителя информации и консультации Условия: - закон, - норма, - алгоритм связи
Законы: «О лекарственных средствах», «О рекламе», «О защите прав потребителей», «О лицензировании…» Постановления Правительства РФ: 55, 45, 416… Стандарты …. Приказы …….. Типовые должностные инструкции
Нарушения норм и правил Безрецептурный отпуск - 93% Нерациональный прием ЛС - 31% Нарушения условий хранения ЛС в домашних условиях - 28% Выписка рецептов: - отсутствие бланков - 96% - отсутствие нормативных документов - 99%
Кто виноват? или Что делать? И все таки – Что делать? 1.Оптимизировать перечень ЛСБРО 2.Разрешить выписку рецептов врачам стационаров 3.Обеспечить ЛПУ рецептурными бланками в полном объеме 4.Повышать компетентностный уровень врачей, провизоров и фармацевтов в целях исполнения установленных норм 5.Формировать культуру использования ЛС
Информирование и консультирование Эффективность информирования и консультирования Резонансное взаимодействие - максимальный отклик на информацию и консультацию - сильно выраженная ответная реакция
Информирование и консультирование Информирование и консультирование – внешне-внутреннее взаимодействие, которое обеспечивает связь: фармацевт пациент врач