День славянской письменности и культуры 24 МАЯ Кузнецова Г.В
* История праздника * 1986 г. – возрождение праздника * 1991 г. – утвержден как государственный праздник * Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника * Во всех городах проводятся фестивали, концерты
I страница «Вначале было слово…» Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в Константин) ( ) и его старший брат Мефодий ( ) родились в г. Солуни в семье военачальника. Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в Константин) ( ) и его старший брат Мефодий ( ) родились в г. Солуни в семье военачальника. Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.
Кирилл ( род. в 827 г., до принятия монашества – Константин) и Мефодий ( род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники (Греция )
Святой равноапостольный Кирилл ( ), по прозвищу Философ, учитель Словенский. по прозвищу Философ, учитель Словенский. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом. Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом. Святой равноапостольный Кирилл
Мефодий Моравский Святой равноапостольный Мефодий Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря. Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. В жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря. Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. В жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.
* В 861 году император вызвал святых Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди
В годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно- болгарские диалекты, и создали особую азбуку – глаголицу - для своих текстов. В годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно- болгарские диалекты, и создали особую азбуку – глаголицу - для своих текстов. Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков. Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков.
В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание. Всю свою жизнь солоунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Всю свою жизнь солоунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младший, Константин, много читал, размышлял, писал проповеди, а старший, Мефодий, был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий – «издавал» книги, руководил школой учеников. Младший, Константин, много читал, размышлял, писал проповеди, а старший, Мефодий, был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий – «издавал» книги, руководил школой учеников. Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме. Начало славянского летописания.
«Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…»
Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади «Смерть Кирилла» В колокола трезвонил Рим, Поплыли бронзовые звуки. Детей славянских перед ним, Читавших медленно: аз, буки, Видение вставало зримо, И чудо тонких строчек плыло… И мудрый сеятель изрёк: «Взошли на ниве семена И стала полем целина, Рукой засеянная щедрой». Лилиана Стефанова. Пер. Ирины Пановой
В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века Память каждого из св. братьев отмечается в дни их кончины: Св. равноап. Кирилл – 14 февр.(по ст. ст.)/27 февр. (по нов. ст.). Св. равноап. Мефодий – 6 апреля/19 апреля. Общая церковная память отмечается 11 мая/24 мая
«Возрождение славянского праздника» Македония Охрид Памятник Кириллу и Мефодию Уже в IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым. Уже в IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым. В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками, то есть безбожниками. Но всё же это больше интересовало только учёных. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века. В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками, то есть безбожниками. Но всё же это больше интересовало только учёных. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века.
Гимн «Кирилл и Мефодий» Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда. Вера греет души. Наш путь тернистый – путь вперёд! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живёт. Пройдя под солнцем просвещенья Из давней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высоко славным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла В славянстве будут жить века! Стоян Михайловский (перевод Владимира Смирнова)
Московской области. втор памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию - заслуженный художник России Александр Рожников. Памятник Кириллу и Мефодию на соборной площади в Коломне Московской области. Автор памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию - заслуженный художник России Александр Рожников. Коломна
Письменность – величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями в древность. У разных народов – разное количество букв. Так, например, в русском – 33, в армянском – 39, в камбоджийском -72, а в алфавите племени Отока – 11 букв. Сегодня в мире около 5000 разных языков и диалектов, но не все имеют письменное закрепление.
Пиктографическое, или картинное письмо, появилось в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие до нас, ещё не разгаданы. Примерами современного использования пиктографии могут служить дорожные знаки для водителей и пешеходов.
На смену пиктографии пришло идеографическое письмо (одним знаком обозначалось целое понятие). Предметы изображали знаками-символами. Рисунки служили средством напоминания, но не было письма в прямом смысле.
Позднее в Египте, Индии и Японии появилось слоговое письмо (системный знак слог). Оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки.
Буквенно-слоговое (фонетическое письмо) относится ко второму тысячелетию до н. э. Это письмо отражает фонетический состав языка. Фонетическое письмо стало основой для письменности многих народов.
Название глаголица происходит от славянского слова «глаголъ» - говорить. Глаголица широко употреблялась в Моравии и Болгарии, но изредка в Древней Руси. Глаголица и кириллица полностью совпадают по составу, порядку и значению букв, но резко отличаются по форме букв.
«Кириллица» была названа по имени одного из двух братьев. В основу было положено греческое письмо и дополнено новыми знаками, отражающими специфические славянские звуки. Буквы азбуки употреблялись и цифровом значении. Графика кириллицы постепенно на протяжении веков изменялась: уменьшалось количество букв, упрощалось их начертание (устав, вязь, полуустав, скоропись).
* Кириллическое письмо Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены"
* Кириллическое письмо С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова
В Древнерусском государстве письменность появилась IХ веке на основе византийской системы письма. Авторами славянского шрифта были монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность имела не одну, а две азбуки: кириллицу и глаголицу. Слайд 13
При Петре I вводятся арабские цифры для числового обозначения вместо обозначения их буквами. Большим событием на Руси было введение Петром I в 1708 году гражданского шрифта и проведение реформы орфографии: ряд букв был изъят из алфавита.
* Кириллическое письмо Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие года Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.
После 1917 года была проведена ещё одна значительная реформа правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы («ять», «фита», «ер»), «ё» стала носить факультативное значение.
Ресурсы ЯОДБ им. И.А.Крылова. Методический отдел. Живой как жизнь. Дайджест. В помощь работе по русскому языку с детьми и подростками. В двух частях. Часть II. – Ярославль, 2005 ЯОДБ им. И.А.Крылова. Методический отдел. Живой как жизнь. Дайджест. В помощь работе по русскому языку с детьми и подростками. В двух частях. Часть II. – Ярославль,