в системе дополнительного образования
Понятия Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Позиции взглядов все дети являются одаренными одаренные дети встречаются крайне редко потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей
Специфика детской одаренности Часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития; Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить угасание признаков детской одаренности; Нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития; Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка
Признаки одаренности Инструментальный аспект : Наличие специфических стратегий деятельности Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности Особый тип организации знаний одаренного ребенка Своеобразный тип обучаемости Мотивационный аспект: Повышенная избирательная чувствительность Повышенная познавательная потребность Ярко выраженный интерес Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации Высокая требовательность к результатам собственного труда
Виды одаренности Критерии выделения видов одаренности: Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. Степень сформированности Форма проявлений Широта проявлений в различных видах деятельности Особенности возрастного развития
Есть ли «творческая одаренность»? Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. результат - новый продукт деятельности значительно превышает первоначальный замысел Творческая одаренность не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно говоря, творческая одаренность – это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.
Психолого-педагогический мониторинг комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.)
Психолого-педагогический мониторинг экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития многократность и многоэтажность обследования с использованием множества психодиагностических процедур
Психолого-педагогический мониторинг диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.
Общие принципы обучения Принцип развивающего и воспитывающего обучения Принцип индивидуализации и дифференциации обучения Принцип учета возрастных возможностей
Приоритетные цели развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь) создание условий для развития творческой личности развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей) обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня
Подходы Ускорение УглублениеОбогащение Проблематизация
Обучение в системе дополнительного образования Формы: индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса) очно-заочные школы каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад детские научно-практические конференции и семинары
Опасности Чувство исключительности Эксплуатация педагогами неординарных способностей ученика Стремление реализовываться через учеников
Условия успешной работы Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству Создание и постоянное совершенствование методической системы Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием