ГБОУ ВПО МО Академия социального управления Профилактика преемственности проблем введения ФГОС начального и основного образования Кафедра начального образования
Результаты мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС Состояние педагогического корпуса неготовность массового учителя понять, а, следовательно, и принять концепцию ФГОС ; упрощенное понимание педагогами сущности и технологии реализации системно - деятельностного подхода ; устойчивые стереотипы организации образовательного процесса ; шаблонный подход к конструированию уроков.
Результаты мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС Состояние педагогического корпуса недостаточный учёт и даже игнорирование педагогами особенностей мотивационной сферы современного школьника ; преобладание авторитарного стиля в педагогической деятельности ; консерватизм и косность в применении современного методического обеспечения образовательного процесса ( программное обеспечение, ЭОРы, ИКТ, электронные средства учёта и контроля, КИМы );
Результаты мониторинга готовности образовательных организаций к введению ФГОС Состояние педагогического корпуса узко предметный, корпоративный подход к организации образовательного процесса : определение целей, задач, содержания и результатов образования на соответствующей ступени ; отсутствие стремления к установлению вертикальных и горизонтальных связей в содержании изучаемых образовательных областей для достижения метапредметных результатов.
Мероприятия по обеспечению готовности педагогов НОО к введению ФГОС разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей начальных классов ; проведение семинаров, круглых столов, совещаний, научно - практических конференций по проблемам введения ФГОС НОО ; создание тьюторской группы, оказание консалтинговых услуг по концептуальным основам ФГОС НОО ; разработка методических рекомендаций по разработке ООП и организации внеурочной деятельности
Результаты проведённой работы наличие ООП НОО у 100% образовательных организаций Московской области ; переход всех образовательных организаций Московской области на ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года ; обеспеченность всех младших школьников учебниками и учебными пособиями в соответствии с Федеральным перечнем учебных изданий ; наличие программ внеурочной деятельности и их реализация по направлениям в соответствии с ФГОС НОО во всех образовательных организациях МО
Нерешённые проблемы Организация образовательного процесса : несоответствие структуры разработанных ООП НОО новым требованиям ФГОС НОО ( Приказ 2357); компилятивный характер разработанных ООП, представляющих нагромождение « правильных » фраз и цитат, ничем не подтверждённых и не реализуемых на практике ; формальный подход к разработке рабочих предметных программ учителя, непонимание компетенций авторов - разработчиков и учителей, реализующих программу на практике ; в основе организации образовательного процесса по - прежнему остаётся объектная позиция учащихся ( зритель, слушатель, репродуктор );
Нерешённые проблемы структура урока часто противоречит структуре учебной деятельности учащихся, преобладание репродуктивных методов обучения, отсутствие возможности для дифференциации и индивидуализации содержания и процесса обучения ; несоответствие системы оценивания : планируемым результатам, качественным критериям и показателям их сформированности ( техника чтения, количество ошибок …), формальное выделение уровней формирования ( базовый и повышенный );
Нерешённые проблемы Организация внеурочной деятельности : преобладание аудиторных форм ; проведение внеурочных занятий по типу дополнительных занятий по предмету ; отсутствие связи внеурочных занятий с достижением планируемых результатов ;
Нерешённые проблемы Работа с родителями : - недостаточная осведомленность родителей об особенностях ФГОС НОО ; - искаженное понимание роли родителей в образовательном процессе ; - недостаточная вовлеченность родителей в образовательный процесс.
Профилактика проблем Изучение опыта введения ФГОС НОО с учётом того, что коллективы учителей начальной и основной школы, как правило, не « пересекаются », позволяет предположить вероятность повторения выявленных проблем при переходе на ФГОС ООО.
Профилактика проблем Актуальные направления деятельности : повышение мотивации педагогической деятельности по введению ФГОС ООО ; создание механизмов реализации творческого потенциала педагога ; повышению статуса учительского труда на основе совершенствования его профессиональной компетентности ;
Профилактика проблем Актуальные направления деятельности : реализация интеграционной сущности педагогической деятельности учителей - предметников по обеспечению универсализации предметных результатов на основе их переноса на предметное содержание по всем образовательным областям учебного плана ; обеспечение открытости системы образования : определение роли и доли участия всех субъектов образовательного процесса.
Механизмы ФГОС носит революционный характер и требует коренных изменений в профессиональной деятельности педагогов ( дидактике и методике ) и принципиальных преобразований их мировоззрения, поэтому необходима разработка теоретических и методических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с целями и задачами ФГОС.
Механизмы Организация образовательного процесса на каждой ступени образования в соответствии психо - возрастными особенностями учащихся. Конструирование форм организации образовательного процесса в структуре ведущей деятельности учащихся основной ступени общего образования. Обеспечение базового фундаментального образования, доступного для всех учащихся, исключающего узкую специализацию, связанную с выбором отдельных учебных предметов.
Механизмы Просветительская работа с родителями как субъектами образования, убеждение их в необходимости смены модели образования, расширения их полномочий как законных представителей интересов учащихся и, как следствие, получение новых результатов образования. Профессиональная, компетентная пропаганда ФГОС средствами СМИ.
« Решить проблему наилучшим образом можно тогда, когда люди в состоянии свободно обсудить ее ». Мы готовы к обсуждению, а вы?