Игорь Баранов Заместитель директора Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургский университет 2014 Мобилизация доходов муниципальных образований: международный опыт
Доходы муниципальных образований: разнообразие моделей Федеративные государства 10,77,7 Унитарные государства 12,910,712,0 Доля местных органов власти в общих государственных доходах, % Федеративные государства: от 1,1% (Мексика) до 15,9% (США) Унитарные государства: от 1,2% (Чехия) до 35,7% (Швеция)
Что общего в подходах к структурированию доходов муниципальных образований? Соответствие уровня принятия решений о предоставлении услуг и уровня финансирования Конкуренция МО Отсутствие нефинансируемых мандатов Оптимальная комбинация уровня финансирования и уровня оказания услуг (стоимость услуги в сравнении с различиями предпочтениях населения) Отсутствие координации доходов и расходов МО ведет к избыточному предоставлению услуг Выравнивание представления услуг Допущение различий в уровне налогообложения и предоставления услуг между МО Рост межбюджетных трансфертов Слияния МО Объединение усилий МО в части предоставления услуг Применение бюджетных правил Контроль долга Согласование инвест. проектов
Новый государственный менеджмент и мобилизация доходов Прозрачность бюджетов Привязка расходов к результатам деятельности, а не к используемым ресурсам Контракты с учреждениями и предприятиями государственного сектора как на оказание услуг Контракты на управление государственными учреждениями и предприятиями Исключение конфликта интересов: разделение функций покупателя и поставщика услуг вместо традиционных вертикальных функциональных структур, включающих процесс принятия ре шения о предоставлении услуги, планирование и финансирование, а также сам процесс оказания услуги Создание конкурентной среды поставщиков услуг, в том числе конкурирующих между собой государственных учреждений, частных фирм и некоммерческих организаций; Переход к фиксации обязательств на среднесрочный период Административная реформа Принципы НГМ Изменение политики Программно-целевой бюджет Среднесрочное финансовое планирование Автономные учреждения, хозяйственная самостоятельность бюджетных учреждений Электронная система государственных закупок Конкуренция в представлении услуг. Доступ частных поставщиков к государственному и муниципальному заказу Доходы
Доходы бюджетов муниципалитетов: лучшие практики управления Мероприятия по повышению доходов ориентированы на прирост чистых доходов (доходы минус затраты на их привлечение) Мобилизация доходов не обязательно подразумевает их увеличение. Должен рассматриваться баланс доходов и расходов – сокращение муниципального финансирования при сохранении прежнего объема услуг рассматривается как мобилизация доходов Слияние или объединение ресурсов муниципалитетов для оказания капиталоемких услуг (пример: слияние МО в Финляндия для поддержания стандартов оказания услуг и сокращения издержек, оптимальный размер – чел.) Использование государственно-частных партнерств для мобилизации доходов, необходимых для финансирования проектов и оказания услуг Увеличение доходов от рационального использования муниципального имущества на основе оценки альтернативных затрат
Доходы муниципальных учреждений: лучшие практики управления Привлечение платных клиентов: роль качества процесса оказания услуг в сравнению с наличием ресурсов Внедрение систем бюджетирования Заключение стимулирующих контрактов с руководителями Изменение систем оплаты сотрудников с ориентацией на качество услуг Принятие стратегий развития учреждений Роль организационных рутин: необходимость внедрения современных систем управления, обмена знаниями, обучения менеджеров
Управление мобилизацией доходов: международный опыт Анализ мобилизации доходов одновременно с оптимизацией расходов Выявление и распространение лучших практик управления, в том числе межрегиональных и международных Особое внимание к управлению доходами муниципальных учреждений. Разработка планов их развития, обучение сотрудников в части повышения качества оказываемых услуг Организация системной работы по мобилизации доходов. Создание межведомственной рабочей группы