МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)» (УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ) Кафедра « Философии и психологии» Презентация По дисциплине: философия На тему: «Философия науки» Выполнил студент группы 2-ЭФМнк-9 очного отделения Барков И.А. Научный руководитель: Баркова Ирина Николаевна
Философия науки
Содержание. 1. Понятие науки. 2. Характеристики науки. 3. История развития науки. a)Концепция Т. Куна. 4. Функции науки. 5. Проблема двух культур. 6. Философия науки. Представители. 7.Литература.
Понятие. Наука-это многофункциональное явление. Это особый духовный феномен; Наука-это рациональный способ познания мира, что основан на эмпирической проверке фактов и математическом доказательстве.
«Наука» употребляется в различных смыслах, это многофункциональное явление: 1. Это сфера духовной культуры; 2. Это форма общественного сознания; 3. Это способ познания мира; 4. Это социальный институт; 5. Это производительная сила общества; 6. Это особый род знаний.
Характеристики. универсальность рациональность незавершенность систематичность фрагментарность достоверность, проверяемость
История развития. Наука в классическом виде сформировалась в XVI XVII веках и представляла собой естествознание; В XVI в. наука начинает питать некоторые черты; появляется « утопический социализм», « теория естественных наук»; Родина науки- Западная Европа.
Концепция Т.Куна. Единство научного знания формируется в процессе взаимодействия дифференциации и интеграции; Дифференциация направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов; Интеграция существует в разной форме, начиная от принятия понятий, методов и заканчивая методов теорий, концепций и т. д.
Функции науки. Производить и воспроизводить истинное знание.
Проблема двух культур философии науки. Естествознание и обществознание; Конец XIX, начало XX в.; Писатель Сноу сформировал идею альтернативы 2 культур: естественно-научной и гуманитарной.
Существует три позиции по вопросу соотношения гуманитарного познания и естественно-научного с другой. 1 позиция. Существуют науки о природе и о духе. Обе сферы научны. Эти науки различны по предмету и методу изучения. 2 позиция. Физика-основа. Социально- гуманитарное знание- неразвитая наука. Она имеет свой предмет, а методы должна использовать из естественно- научного знания. 3 позиция. Социально-гуманитарное знание не признается научным, т.к. в этих науках содержаться знания, которые не могут быть проверены опытом.
Философия науки. Представители. Карл Поппер Лакатос Имре Фейерабенд Пол
Литература. 1. Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков «Философия»: Москва. Изд. ПЕР СЭ, 2001 г. 2. П.С. Гуревич «Философия» Учебник для психологов: Москва- Воронеж. Изд. МПСИ, 2004 г. 3. Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров «История и философия науки»: Москва. Изд. «Флинта», Изд. «Наука».2008 г. 4. В.М. Розин «Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация»: Москва-Воронеж. Изд. МПСИ, Изд. НПО «МОДЭК».2008 г. 5. А.А. Радугин «Философия»: Москва. Изд. ЦЕНТР, 2004 г.