Учимся выявлять проблему Занятие 1
Типы проблем Философские Социальные Политические Нравственные Экологические Эстетические
Философские проблемы Смысла жизни Познания и самопознания Свободы и ответственности Человека и истории Человека и культуры
Социальные проблемы Социальной справедливости \ несправедливости Создания правового государства Соблюдения прав человека Прогресса и общества Науки и общества
Политические проблемы Политика в жизни человека Гражданское общество Демократии Международных конфликтов Разоружения Терроризма Национализма Шовинизма
Нравственные проблемы Эгоизма и гуманизма Доброты и жестокости Духовности и бездуховности Чести и бесчестия Интеллигентности и хамства Дружбы и предательства Любви и ревности Конфликта поколений
Экологические проблемы Взаимосвязи человека и природы Глобальной экологической катастрофы Потребительского отношения к природе Экологии культуры Экологии языка
Эстетические проблемы Воспитания эстетического вкуса Восприятия искусства Духовности в искусстве Роли книги в жизни человека Человек и массовая культура, интернет. телевидение
Алгоритм выявления проблемы художественного текста (вариант 1) 1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. 2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках 3.Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (например, долг, честь, совесть – равнодушие. Чёрствость, эгоизм). 4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Алгоритм выявления проблемы художественного текста (вариант 2) 1. Выявите основную мысль текста. 2. Запишите её в виде законченного предложения. 3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. 4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Задание 1.Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие. 1. В чём опасность политики национализма? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. В чём смысл человеческой жизни? 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? А. Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная 1-б;2- д; 3-а; 4-г; 5-в
Задание 2. Прочитайте текст и выберите правильную формулировку проблемы текста. Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог. Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д.Гранин) 1. Что такое гармония? 2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества? 3. Каковы границы познания окружающего мира? 4. Каковы перспективы технического прогресса? 2
Задание 3. Прочитайте текст и укажите проблему, которая не рассматривается в тексте У человека самая яркая пора – детство. Всё, что связано с детством, кажется самым прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными. Но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В. Солоухин) 1. Какова роль детства в жизни человека? 2. Почему всё. Что связано с детством, представляется прекрасным? 3. Почему воспоминания детства всегда волнуют нас? 4. Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители? 4
Использованные материалы Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.» учебно- методическое пособие, Легион, 2011