Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна
Вид урока: закрепление новых знаний Тип урока: урок-исследование Методы и формы работы: 1. Фронтальный опрос 2. Коллективная форма познавательной деятельности 3. Задания творческого характера Тема: Цветы чужого сада (японская миниатюра в русской поэзии) Тема: Цветы чужого сада (японская миниатюра в русской поэзии)
1. Учить анализу лирического произведения, дать понятие «художественная деталь», помочь найти важные отличительные черты японской поэзии от русской путём сравнительного анализа. 2. Развивать творческие способности учащихся, умения анализировать, сопоставлять, обобщать. 3. Формировать эстетический вкус учащихся, развивать интерес к культурам разных народов. Цели урока :
Цветы чужого сада Кто хочет понять поэта, Должен идти в страну поэта. И.В. Гёте (японская лирическая миниатюра в русской поэзии)
- древнее японское искусство составления букетов. Икебана
Нэцкэ
нэцкэ бог ветра
Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги Международную известность оригами принесла фигурка бумажного журавлика, издревле считавшегося символом надежды.
Кана древние иероглифы
Сад камней в Киото
Сад Дзеан 17 век
Сакура- один из главных символов Японии
бонкэй
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное. Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое. Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное. Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
К. Моне «Камилла (Японка)» К. Моне «Камилла (Японка)»
Японский поэт Басе в полнолуние сложил хокку: НОВОЛУНИЕ! С ТОЙ ПОРЫ Я ЖДАЛ – И ВОТ В НЫНЕШНЮЮ НОЧЬ… НОВОЛУНИЕ! С ТОЙ ПОРЫ Я ЖДАЛ – И ВОТ В НЫНЕШНЮЮ НОЧЬ…
Художественные особенности японского стихотворения намёк, недосказанность приглашение читателя к сотворчеству жанр ХОККУ (хайку)- трёхстишие жанр ТАНКА – пятистишие нет рифмы скупые поэтические средства
Старый пруд. Лягушка прыгает. Воды звук. Старый пруд. Лягушка прыгает. Воды звук.
Сравним подстрочник с переводами Старый-старый пруд Вдруг прыгнула лягушка Громкий всплеск воды. (В.Соловьёв) Старый пруд. Лягушка прыгает. Воды звук. Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине. (В.Маркова)
Как волны, что бьются, Под ветром о скалы, Один Я охвачен печалью, В тоске. Как волны, что бьются, Под ветром о скалы, Один Я охвачен печалью, В тоске. Соответствует ли стихотворение К. Бальмонта японской танка?
ОСЕННИЙ ДОЖДЬ ВО МГЛЕ! НЕТ, НЕ КО МНЕ, К СОСЕДУ ЗОНТ ПРОШЕЛЕСТЕЛ. ОСЕННИЙ ДОЖДЬ ВО МГЛЕ! НЕТ, НЕ КО МНЕ, К СОСЕДУ ЗОНТ ПРОШЕЛЕСТЕЛ. 1. Какое настроение вы почувствовали в этой миниатюре? 2. Каково состояние души поэта? 3. Что помогает понять это состояние?
Художественная деталь Зонт человека, прошедшего мимо,- яркая деталь, через которую передано состояние ожидания, одиночества, печали.
Творческое задание Сочините хокку. Тему подскажет художественная деталь в сюжете фото.