Турнир знатоков русского языка Урок-игра в 3 классе Учитель начальной школы Постникова Анжела Александровна
Команда «Грамотеи» Девиз команды: Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет: Сегодня будет дружба Владычицей побед.
Команда «Всеведы» Девиз команды: И пусть острей кипит борьба, Сильней соревнование: Успех решает не судьба, А только наши знания.
Туры Разминочный Разминочный Орфографический Орфографический Лексический Лексический Фонетический Фонетический Морфологический Морфологический Сообразительный Сообразительный
1 тур. Разминочный.
Как называются звуки, состоящие только из голоса? Как называются звуки, состоящие только из голоса? Есть ли буква фи в русском алфавите? Есть ли буква фи в русском алфавите? Что ставится перед союзом А? Что ставится перед союзом А? Как каплю превратить в цаплю? Как каплю превратить в цаплю? Как называется часть слова между корнем и окончанием? Как называется часть слова между корнем и окончанием? Назовите главные члены предложения. Назовите главные члены предложения. Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить безударную гласную в корне слова? Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько гласных звуков в русском языке?
2 тур. Орфографический. Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу. Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный,«графо»-пишу. Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов. Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.
3 тур. Лексический. Слово лексика в переводе с греческого Слово лексика в переводе с греческого «относящийся к слову», изучает словарный состав языка. «относящийся к слову», изучает словарный состав языка.
Найдите слова противоположные по смыслу. Найдите слова противоположные по смыслу. Широкий – У Широкий – У Твердый – М Твердый – М Старый – Н Старый – Н Скучный – И Скучный – И Однотонный – Ц Однотонный – Ц Неряшливый – А Неряшливый – А
4 тур. Фонетический. Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук. Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
Сколько звуков в названии второго месяца весны? Сколько звуков в названии второго месяца весны?
Определите количество звуков в ответе на загадку: Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом» «Зимой и летом одним цветом»
5 тур. Морфологический. Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия- Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия- наука, таким образом морфология - это наука, таким образом морфология - это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи… раздел грамматики, изучающий слова, как части речи…
Задание: назовите имена частей речи, которые подчёркнуты в стихотворении. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА ….………….. школа, Просыпается …………. С ………………. весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы ……………….., Бьет …………… семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы ……….. отлично На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас ………., Нам их надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях, Здесь особенно уместны …………… ох и ах. А потом У теплой печи Повторяем Части речи!
6 тур. 6 тур. Сообразительный. Задание: разгадайте ребусы, ответы запишите. ответы запишите.
Резервный тур. Синтаксический. Синтаксис – ( греч.) «строй, система» Синтаксис – ( греч.) «строй, система» в русском языке обозначает ту часть, которая рассматривает законы сочетания отдельных слов в целые предложения. в русском языке обозначает ту часть, которая рассматривает законы сочетания отдельных слов в целые предложения.
Определи падеж выделенного имени существительного. 1. Рыба - шар обитает в водах Индийского океана. 2. У берегов морей в зарослях водорослей обитают морские коньки.
Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться,. Никогда не унывать, А русский на «отлично» знать!
Подведение итогов. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. А. М. Горький