«Развитие креативности,как средство самореализации личности.» Методическая тема.
Оконечникова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов.
1989 год с отличием закончила Темиртауское педагогическое училище год закончила Карагандинский педагогический институт. Стаж работы 22 года по специальности учитель начальных классов.
– это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе… (Торренс) Творчество
В чем актуальность этой темы? А в том, что очень часто мы на работе, в быту, на учебе сталкиваемся с неординарными ситуациями и часто вынуждены принимать решения в условиях недостатка информации. Этому мы должны научить наших детей - принимать решения. В чем же составляющие креативности: 1. Креативность – это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, пение, актерское мастерство), но и любая жизненная ситуация, в которой присутствует новизна и неопределенность. 2. Креативность – это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности. 3. Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. 4. Креативность свойственна всем людям и не является уникальным психологическим качеством, как говорится «печатью гения». Просто степень выражения ее отличается у людей друг от друга. 5. Креативность управляема и развиваема. Ее можно активизировать и управлять.
Чтобы развить креативность необходимо: 1. набор интеллектуальных предпосылок (знания, умения, навыки) Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией. (Солсо) 2. личностные качества (спонтанность принятия решений) 3. «мета творчество» -желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя.
Каковы же личностные качества, которые необходимы для того, чтобы человек стал креативной личностью? 1.Осознанность-восприятие самого себя как человека творческого. 2.оригинальность-готовность оспаривать предположения и действовать по принципу «А что если?!» 3.Независимость-уверенность в себе, умение противостоять внешним требованиям. 4. склонность к риску-готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, оптимистичность. 5.Энергичность-легкость на подъем. 6.Артистичность-выразительность, эстетические интересы. 7.заинтересованность-широта интересов, любознательность, склонность к задаванию вопросов. 8. Чувство юмора- игривость. 9. тяга к сложности - интерес к непонятному и таинственному, умение совмещать несовместимое. 10.Непредубежденность-восприимчивость новых идей, либеральность. 11. потребность в одиночестве-люди с креативным мышлением умеют быть одни (само созерцательность, саморефлексия) 12.Интуитивность-проницательность, наблюдательность.
Развитие креативности способствует решению следующих задач : Научить детей мыслить в разных направлениях; Научить находить решения в нестандартных ситуациях; Развить оригинальность мыслительной деятельности; Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон; Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
При проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы: Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений; Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами; Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом; Помощь детям в выражении их идей; Уважительное отношение к идеям участников обсуждения; Создание безопасной психологической атмосферы; Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам; Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем; Возможность самостоятельного поиска решений.
В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения: Умение анализировать проблемные ситуации; Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций; Умение разрешать противоречия; Умение создавать творческие задания.
Умение работать с методом ассоциации позволяет побуждать мотивации к креативности.На этапе переработки текста посредством поискового чтения,дети осознанно получают информацию.
Удачи и неудачи. Проба «ораторства».
Учащиеся учились самовыражаться, чувствовать свое мнение веским.
Упражнения,направленные на развитие анализа,синтеза,аналогии,классификации, поиск закономерностей. Это такие упражнения, как Цепочка, Энциклопедия, Математические сказки, Символика, Животные на плоскости…
В заключении подчеркну, что необходимым условием развития креативных способностей учащихся является упражнение в их решении. Но, подбирая задания, надо учитывать, что: Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться; Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их; Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему; Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке; Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.
Формированию и развитию мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка различных вопросов относительно данного объекта Задачи на предположение; Задачи на движение по суше; Задачи на движение по воде; Задачи на части; Геометрические задачи на разрезание; Задачи на проценты; Задачи, решаемые с конца.
Классификация – обще познавательный прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества
Создание образа,как модели творческого процесса.
игровые ситуации по созданию сказок Сказка – калька, когда из старой сказки получается новая. Берётся известная сказка и сводится к новой схеме, к основным сюжетным линиям. Сюжет делается абстрактным.далее идёт интерпретация этой абстрактной схемы на новую Салат из сказок. Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет сними происходить. Сказка наизнанку. Это один из видов выворачивания наизнанку сказочной темы. Например, Золушка, дрянная девчонка отбила у дочерей добродушной мачехи жениха. Красная шапочка на вертолёте. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.
Диалоги в игровой форме. ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним. Диалог сказочника со случайными попутчиками, которые оказались в карете (разговор о творчестве, о том кто герои и т.д.) Разговор писателя со своими героями и т.д.
Пересказы Пересказ по иллюстрации Пересказ от имени героя От лица рассказчика Продолжение сюжета
Разные виды чтения: Чтение по ролям Чтение пересказ Чтение того что вымышлено, а что правдиво Прочитать с помощью жестов, когда один читает, а другой изображает Нахождение отрывков, которые можно прочитать с возмущением, насмешкой, угрозой и т.д.
«Новогодние приключения»
«Деревенские посиделки»
Театральное творчество «Деревенские посиделки»
«Деревенские посиделки »
Деревенские посиделки»
«Грибная сказка»
«Грибная сказка» выход на большую сцену.
Творческие способности учащихся. Уровень творческой активности учащихся показывает,что кол-во уч-ся на уровне высокой активности увел на 3 чел. Кол-во уч-ся на среднем уровне активности увел на 2 чел.снизилось кол-во учащ-ся на низком уровне активности на 5 чел.
Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.