Теория Родиона Раскольникова составитель Балабанова Н.Я. МКОУ «СОШ16» г. Полевской
Ф.М.Достоевский Теория Родиона Раскольникова: зарождение и суть, наказание
Причины зарождения теории Раскольников – натура крайне противоречивая: в ней уживаются и способность к состраданию (семейство Мармеладовых, сестра Дуня, девочка на бульваре) и сознательная жестокость (теория). Используя прием контраста, Достоевский показывает существенную разницу между внешностью и внутренним миром героя.
Причины зарождения теории Это одаренный юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд и необщителен, одинок, может быть потому, что убежден в собственной исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу: вынужден прятаться от квартирной хозяйки, его одежда-рубище вызывает смех.
Причины зарождения теории Раскольников упорно думает, что людей, которые сами не могут изменить жизнь, спасет некий «властелин», то есть добрый тиран. Он решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден: воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу.
Суть теории Раскольникова В одной из газет («Периодическая речь») - статья Раскольникова «О преступлении», в которой он рассматривал «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Там же дано теоретическое обоснование возможности совершения преступления (ч.3, гл.5)
Суть теории Раскольникова Люди делятся на два разряда: Первый – необыкновенные, «право имеющие» переступить, если того потребует исполнение ЕГО идеи, властители; Вторые – низший разряд, обыкновенные, «материал», служащий для зарождения себе подобных,«твари дрожащие».
Суть теории Раскольникова Одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи. Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях.
Суть теории Раскольникова Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремится убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя кто он? Убийство - своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», «переступить» через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять, и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.
Суть теории Раскольникова Поступок Раскольникова - испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Раскольников двойственен и в преступлении, и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).
Наказание Совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Раскольников мучается больше, оттого что переступить-то он переступил, да на этой строке и остался, т.е. оттого, что он - обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников понимает, что он - как все - вошь, тварь дрожащая (ч. 4, гл. 4. 7, 8; ч. 5, гл. 4, эпилог).
Наказание Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!» Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.
Наказание « Я переступить поскорее хотел…я не человека убил, я принцип убил. Принцип- то я и убил, а переступить-то не переступил, на той стороне остался...» Сомнение в се 6 е и неверие в свои силы _доказывают его постыдную слабость. Нет, он не Наполеон, а «эстетическая вошь», «еще сквернее и гаже, чем убитая вошь». «О, пошлость! О, подлость!» Кризис завершается страшным сном.)
В чем заключается роль второго сна Раскольникова ? Раскольников ударяет старуху топором по темени, а она наклоняет голову и «заливается тихим, неслышным смехом». Жертва смеется над убийцей: она жива. Он ударяет вновь и вновь; она смеется сильнее. Ее нельзя убить: она бессмертна. Еще так недавно Раскольников насмешливо прощался с ней навсегда: «Довольно, матушка, пора и на покой!», и вот все люди вокруг него, как мертвецы, а мертвая жива. От живых он себя отрезал, «как будто ножницами», а с ней ему не расстаться: навеки соединены... кровью»1.)