Толерантность и правовая культура детей дошкольников
«…Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее» Джеймс Грант
Нормативная документация по правам ребёнка Нормативная документация по правам ребёнка Конвенция ООН о правах ребёнка Конвенция ООН о правах ребёнка Конституция Российской федерации Конституция Российской федерации Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ Гражданский кодекс РФ Гражданский кодекс РФ Семейный кодекс РФ Семейный кодекс РФ Декларация прав ребёнка Декларация прав ребёнка
Задачи педагогического коллектива ДОУ Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Реализация создания системы Разработка системы планирования Разработка системы планирования Обеспечение методического сопровождения Обеспечение методического сопровождения Подготовка дидактического материала Подготовка дидактического материала Создание форм организации на уровне всех участников Создание форм организации на уровне всех участников
Циклограмма планирования работы с педагогами ДОУ по основам толерантности и правовой культуры (на 1 полугодие) (1-й год работы по педагогической технологии «Маленьким детям – большие права!» 1 квартал) п/п Основные Формы проведения мероприятий Тематика Ответственн ые за проведение мероприятий сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль 1Педсовет«Защита прав детства» Евдокимова В.В. Румянцева И.Ю 2Консультация«Использование знаний по защите прав детства в повседневной жизни группы» Румянцева И.Ю., зам.зав по УВР 3Методические консультации «Организация и планирование работы по правовому воспитанию старших дошкольников» «Защитим права ребенка» Румянцева И.Ю., зам.зав по УВР, воспитатели 4Индивидуальные беседы и консультации Знание педагогами Конвенции ООН о правах ребенка Знание педагогами Семейного кодекса РФ Знание педагогами Декларации прав ребенка Знание педагогами Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Румянцева И.Ю., зам.зав по УВР 5Анкетирование «Чтобы вы хотели знать по вопросам правового воспитания детей?» «Что значит правовое воспитание ребенка – дошкольника?» Румянцева И.Ю., зам.зав по УВР
Циклограмма планирования работы с родителями ДОУ по основам толерантности и правовой культуры (на 1 полугодие) п/п Основные Формы проведения мероприятий Тематика Ответственн ые за проведение мероприятий сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль 1Родительское собрание «От сосуществования - к сотрудничеству. Защита прав ребенка» Евдокимова В.В. Румянцева И.Ю. 2Консультации«Проблема защиты прав ребенка в семье» «Поощрение и наказание» «Законы о правах маленьких граждан» Румянцева И.Ю., Зам.зав по УВР, воспитатели 3Тематические выставки «Воспитывая маленького гражданина» «Каждый имеет право» Румянцева И.Ю., Зам.зав по УВР Воспитатели групп 4Наглядная информация Оформление стенда «Каждый имеет право» Памятки «Права родителей», «Права детей – дошкольников» Конкурс информационных стендов и патриотических уголков в группах ДОУ Воспитатели групп 5Индивидуальные задания по темам Индивидуальные консультации Беседы со специалистом психологом «Мои права в фотографиях» «Рисуем с детьми их права» «Как мы знаем и реализуем права наших детей»- статьи в газету ДОУ «Горошинки» Румянцева И.Ю., Зам.зав по УВР, воспитатели групп
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам толерантности и правовой культуры (на 1 полугодие) Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам толерантности и правовой культуры (на 1 полугодие) п/п Формы работы Тематика Ответственные за проведение мероприятий сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль 1 «Ознакомление с окружающим: В рамках проекта тематические экскурсии «Знакомим детей с государственными учреждениями, реализующими права детей» Школа- лицей 1 им. А.Блока. Библиотека д/к «Лепсе» в/ч в Тимоново, пожарная часть Городской парк, Историко - краеведческий центр. Аптека, детская поликлиника. Магазин Румянцева И.Ю., Зам.зав по УВР, учителя – логопеды, Воспитатели групп 2Встречи Встреча с инспекторами Солнечногорс кого ГАИ «У нас в гостьях инспектор по защите прав детства» Румянцева И.Ю., Зам.зав по УВР, воспитатели групп 3 Беседы и занятия «Моя семья» «Как важно быть грамотным » «Если у Вас болит, Вам поможет Айболит» «Законы, по которым мы живем» «Как я отношусь к другим людям» «Ты и твое имя» «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка» «Я выбираю сам» «Зачем нужны правила» воспитатели групп 4Игровая деятельность Игра- моделирование «Моя семья». Игра «Трон», «Государство », Сюжетно- ролевая игра «Путешестви е по миру» «Отгадай, какому народу принадлежи т этот орнамент» воспитатели групп 5Конструирование «Дом, в котором я живу» (леготехнолог.) «Оборудован ие медицинского кабинета» (леготехн.) воспитатели групп 6Рисование «Мой дом»«Моя семья»«Составление генеалогического дерева» «Как сохранить здоровье» «Рисуем свои имена» «Герб семьи» воспитатели групп
п/ п Формы работы Тематика Ответственн ые за проведение мероприятий сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль 7Развитие речи«Составление картотеки имен» «Почему мне дали такое имя, и в каком документе оно записано», «Переписка двух людей – это тайна»; Составление творческих рассказов «Моя семья, моя фамилия», «Без семьи нет счастья» «Право на любовь» Беседа «Как бы ты поступил?», «Личные вещи, личная неприкосновенность». Занятие «Имею право жить!», «Я- гражданин России»; Занятие «Я расскажу вам о своей стране» воспитатели групп 8Ознакомление с художественной литературы Чтение рассказа А.Усачёва «Путешествие маленького человечка»; Литературная викторина. «Твои права и сказочная страна» воспитатели групп 9. Театрализованная деятельность «О правах - играя»- драматизация сказок в группах «О правах играя»- драматизация сказок в группах воспитатели групп 10 Учимся толерантности в общении с малышами «Знакомство» экскурсия в ясельную группу «Рисуем с малышами» «Помогаем овладевать культурно гигиенически ми навыками» «Вместе гуляем» «Учим правильно играть» «Нам хорошо вместе» Румянцева И.Ю., зам.зав по УВР воспитатели групп 11Открытый досуг«Маленьким детям- большие права» Румянцева И.Ю., Зам.зав по УВР, Козлова Г.Б.
Направления работы Социально-правовое Социально-правовое Психолого-педагогическое Психолого-педагогическое
Патриотические центры в группах ДОУ
Дидактический и демонстрационный материал по правовому воспитанию детей
Использование технологии моделирования в ознакомлении детей с правами Конвенции
Проект «Маленьким детям – большие права» Целеполагание: Целеполагание: Воспитателям и родителям подготовительных групп ДОУ было предложено ознакомить детей с рассказом А.Усачёва «Путешествие маленького человечка». В процессе чтения воспитатели наблюдали интерес со стороны детей: разнообразие вопросов по данной тематике, желание играя помогать маленькому человечку, знакомиться со своими правами в разнообразных видах деятельности. Проанализировав всё вышесказанное, у педагогов возникла идея продолжить вместе с детьми более глубокое знакомство с правами Конвенции, разработать и реализовать данный проект. « Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной,экономической, политической системы, которая сделаеэто уважение непреложным законом ». Антуан де Сент-Экзюпери
У нас в гостях инспектор по правам детства, лейтенант милиции Гордеева К.В.
Занятия по правовому воспитанию
знакомимся с правом на медицинское обслуживание
Знакомимся с правом на защиту со стороны государства
Знакомимся с правом на образование
Толерантность терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
На групповых занятиях и занятиях специалистов мы учимся толерантности
Толерантность многолика она включает в себя понятия, близкие к детскому восприятию она включает в себя понятия, близкие к детскому восприятию Миролюбие Миролюбие Заботу Заботу Понимание Понимание Сочувствие Сочувствие Поддержку Поддержку Внимание Внимание Терпимость Терпимость Приятие Приятие Дружелюбие Дружелюбие
Учимся толерантности в общении с малышами
Общая стратегия взаимодействия ДОУ и семьи
Информационные стенды для родителей
Общее родительское собрание под девизом «От сосуществования - к сотрудничеству»
«Маленьким детям – большие права»
Здоровье наших детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав.