Семантика чисел в « Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил » М. Е. Салтыкова - Щедрина Семантика чисел в « Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил » М. Е. Салтыкова - Щедрина
Он был умён, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна … М. Горький М.Е.Салтыкова - Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своём творчестве он развил традиции таких писателей, как Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь. Чрезвычайно острые произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества.
Цель исследования : Выявить черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности; Выявить черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности; на основе «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Салтыкова- Щедрина определить обоснованность семантики чисел, используемых писателем; на основе «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Салтыкова- Щедрина определить обоснованность семантики чисел, используемых писателем;
Задачи : Разобраться в художественной семантике чисел, используемых автором в произведении; доказать, что числа у писателя художественно обоснованы; Разобраться в художественной семантике чисел, используемых автором в произведении; доказать, что числа у писателя художественно обоснованы; Доказать, что «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», - это произведение о человеке вообще, о существовании в нём разнонаправленных начал, установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня; Доказать, что «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», - это произведение о человеке вообще, о существовании в нём разнонаправленных начал, установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня;
В недрах сатиры Щедрина возникает сказка. Каковы причины его интереса к этому жанру? Условия цензуры; Условия цензуры; Воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; Воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; Появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества; Появление нового читателя, представляющего демократические слои русского общества; Популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы; Популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы; Органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина; Органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина;
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Социальная проблематика «Повести…». Социальная проблематика «Повести…». Текст Салтыкова-Щедрина прежде всего художественное произведение, позволяющее читателю увидеть угнетение одного сословия другим. Текст Салтыкова-Щедрина прежде всего художественное произведение, позволяющее читателю увидеть угнетение одного сословия другим. Основной приём, использованный автором в этой сказке, – приём антитезы. Основной приём, использованный автором в этой сказке, – приём антитезы. Об этом заявлено уже в названии текста: число «один» противопоставлено числу «два», мужик – генералам. Об этом заявлено уже в названии текста: число «один» противопоставлено числу «два», мужик – генералам. К важнейшим противопоставлениям относится и антитеза «город - остров». К важнейшим противопоставлениям относится и антитеза «город - остров». Речь идёт не просто о городе, а о Петербурге, который представлен как своеобразный город абсурда, город «неорганичного, искусственного…вызванного к жизни некой насильственной волей в соответствии с предумышленной схемой». Речь идёт не просто о городе, а о Петербурге, который представлен как своеобразный город абсурда, город «неорганичного, искусственного…вызванного к жизни некой насильственной волей в соответствии с предумышленной схемой». Петербургу противостоит остров, как органичное и естественное жизненное пространство. Петербургу противостоит остров, как органичное и естественное жизненное пространство.
Название произведения напоминает начало ряда чисел первого десятка: один, два, три, четыре…Но после первых двух членов этот ряд писателем обрывается. Есть ли в тексте другие числа? 4 «Четвёртого класса» «Пятак серебра» 10 «Десяток спелых яблок» 100 «Стол на сто человек» 5
Разница в использовании чисел: к «двойке» писатель обращается постоянно: Оба – два один другому двое – двумя Другие числа встречаются однократно. Почему?
Число «один». Значения числа: «Первичная целостность»; «Первичная целостность»; «источник жизни»; «источник жизни»; «первичная сущность»; «первичная сущность»; «эмблема начала»; «эмблема начала»; «знак человеческого «я»; «знак человеческого «я»; Эти оттенки семантики числа «один» Эти оттенки семантики числа «один» присутствуют в образе «мужичины».
Число «два». Значения числа: Число «два». Значения числа: В мифологии «двойка» В мифологии «двойка» символизировала «злое начало»; символизировала «злое начало»; У древних народов это число У древних народов это число отожествлялось с «изменчивым и отожествлялось с «изменчивым и неблагоприятным началом»; неблагоприятным началом»; Это генералы И здесь число «два» художественно обоснованно.
Традиционно квалифицируется как «совершенное число»; Традиционно квалифицируется как «совершенное число»; Символизирует гармонию, Символизирует гармонию, совершенство; совершенство; Число «три» может заменять собою число «один»; Число «три» может заменять собою число «один»; Число «три». Значения числа: Число «три». Значения числа: Христианская Троица соединяет в едином Боге Отце Сына и Святого Духа, то есть число «три» может заменять собою число «один».
Почему писатель не использует это число ? «Это возможно при обозначении многопланового и мощного союза» «Это возможно при обозначении многопланового и мощного союза» (Словарь символов) (Словарь символов) Но такого союза в «Повести…» Но такого союза в «Повести…» нет! нет!
Вывод: Таким образом, отсутствие «Тройки» позволяет нам увидеть в персонажах «Повести…» людей, в которых одно из начал (это добро и зло) преувеличено за счёт отказа от другого. Таким образом, отсутствие «Тройки» позволяет нам увидеть в персонажах «Повести…» людей, в которых одно из начал (это добро и зло) преувеличено за счёт отказа от другого. Нет гармонии внутри человека – не может быть её и в обществе. Нет гармонии внутри человека – не может быть её и в обществе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это философское произведение о человеке это философское произведение о человеке вообще, о сосуществовании в нём вообще, о сосуществовании в нём разнонаправленных начал, разнонаправленных начал, установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего установление гармонии между которыми – задача и сегодняшнего дня! дня!