СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ В АРХИТЕКТУРЕ Ханькова Т.И., учитель МХК
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от лат. romanus римский) – художественный стиль, связанный с культурой Древнего Рима. Был распространён в Западной Европе в период раннего Средневековья (10 – 13 вв.) суровость и мощь, суровость и мощь, прочность, прочность, ясный архитектурный силуэт, ясный архитектурный силуэт, лаконичность наружной отделки, лаконичность наружной отделки, массивные гладкие стены массивные гладкие стены узкие проемами окон узкие проемами окон ступенчато- углубленные порталы ступенчато- углубленные порталы широкое использование арок и сводов широкое использование арок и сводов
ГОТИКА (лат. готы) – художественный стиль 12 – 15 вв.,названный по имени германских племен – готов. устремленность вверх устремленность вверх остроконечные башни, остроконечные башни, резные детали, резные детали, витражи, витражи, стрельчатые окна стрельчатые окна
БАРОККО ( порт.причудливый, странный) – один из ведущих художественных стилей в европейском искусстве конца 16 – середины 18 в. причудливый выпукло- вогнутый асимметричный рисунок; причудливый выпукло- вогнутый асимметричный рисунок; башни, балконы, эркеры. башни, балконы, эркеры. массивные парадные лестницы; массивные парадные лестницы; лепнина и роспись, лепнина и роспись, вычурные массивные конструкции по фасаду, вычурные массивные конструкции по фасаду, арочные проемы с колоннами, арочные проемы с колоннами, полукруглые окна, полукруглые окна, растительный декор, растительный декор, четкость горизонтальных линий в сочетании с вертикалью колонн четкость горизонтальных линий в сочетании с вертикалью колонн
КЛАССИЦИЗМ(от лат. образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве 17 – 19 вв. рационализм, рационализм, четкость форм, четкость форм, симметрия (симметрично- осевая композиция), симметрия (симметрично- осевая композиция), ясность очертаний, ясность очертаний, использование колоннад, ордеров. использование колоннад, ордеров.
РОКОКО (фр. вычурный, причудливый) – художественный стиль, возникший во Франции в начале 18 в. Декоративная эффектность, орнаментальность; Декоративная эффектность, орнаментальность; игривая капризность и легкость форм: прямые линии маскируются обильной фигурной отделкой; игривая капризность и легкость форм: прямые линии маскируются обильной фигурной отделкой; кокетливые изменения и прибавки; кокетливые изменения и прибавки; формы несоразмерны: огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы; формы несоразмерны: огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы; фронтоны представляют ломаные выпуклые и впалые линии, увенчиванные вазами, пирамидами, скульптурными фигурами фронтоны представляют ломаные выпуклые и впалые линии, увенчиванные вазами, пирамидами, скульптурными фигурами
АМПИР (фр., лат. империя) – художественный стиль, возникший в начале 19 в. Во Франции и позднее распространился в других странах. В отличии от классицизма ампир ориентирован на римскую ( а не на греческую) античность. строгая торжественная монументальная выразительность, строгая торжественная монументальная выразительность, массивные геометрические объёмы, массивные геометрические объёмы, обращение к древнеримским или египетским декоративным образцам (эмблемам, военным трофеям, воинским доспехам, лавровым венкам, орлам, египетскому орнаменту, стилизованным сфинксам и проч. в архитектурных деталях и декоре.), обращение к древнеримским или египетским декоративным образцам (эмблемам, военным трофеям, воинским доспехам, лавровым венкам, орлам, египетскому орнаменту, стилизованным сфинксам и проч. в архитектурных деталях и декоре.), массивным портикам (преимущественно дорического и тосканского ордеров), массивным портикам (преимущественно дорического и тосканского ордеров), пышность и богатство, нарочито парадные интерьеры. пышность и богатство, нарочито парадные интерьеры.
Моде́рн (от фр.современный) художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине 19 начале 20. стилизация, стилизация, сочетание разных видов искусства, сочетание разных видов искусства, сочетание стилей разных эпох, сочетание стилей разных эпох, асимметрия, асимметрия, пластичность, криволинейность очертаний, пластичность, криволинейность очертаний, декоративность. декоративность.
Конструктивизм (лат. построение) – направление в современном искусстве 1920-х гг., выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. металл, стекло, бетон – материалы, удобные для массового промышленного производства, металл, стекло, бетон – материалы, удобные для массового промышленного производства, использование сочетаний правильных геометрических форм, использование сочетаний правильных геометрических форм, лаконизм отделки – отсутствие орнаментальных деталей, лаконизм отделки – отсутствие орнаментальных деталей, стремление к конструированию окружающей среды, стремление к конструированию окружающей среды, игра однообразными формами в выстраивании новой игра однообразными формами в выстраивании новой