Суффиксы имён прилагательных Г.Н.Парушкина, учитель МКОУ «Бородинская ООШ», Омской обл.
« Разминка». Какое утверждение верно? 1. В словах сам, шрам, там нулевое окончание. 2. В словах сам, шрам, там нет окончания. 3. В словах сам, шрам (склоняемых) нулевое окончание, а наречие там его не имеет. 4. В словах сам, шрам, там окончание одинаковое – ам.
Проверка домашнего задания - Назовите предложение с обращением (упр. 398). - Почему слова с суффиксами, имеющими уменьшительно- ласкательное значение, часто встречаются в народных песнях, пословицах? - Приведите подобные примеры из известных вам песен или стихов.
Самостоятельная работа Упражнение 399 Обратите внимание на многозначность суффиксов.
Тренировочные упражнения Упражнения 394, 395 (устно)
Тренировочные упражнения Упражнение 396 (письменно) С какой целью использует автор эти прилагательные в художественном описании.
Составьте словосочетания, используя данные прилагательные в роли зависимых слов. Горный- гористый, дружный – дружеский, близкий – ближний. Однокоренные слова,выполняющие одинаковые синтаксические функции, различаются сочетаемостью с другими словами. Смешение паронимов приводит к речевым ошибкам.
Домашнее задание § 75,словарные слова с , Упр.400
Обобщение Что нового вы узнали? Какими могут быть суффиксы по значению? Однозначные и многозначные. Что образуется при помощи суффикса: однокоренные слова или формы слова? При помощи суффиксов образуются однокоренные слова.
Суффикс - Значимая часть слова, которая находится …и служит для … Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Объяснительный диктант Выделите суффиксы прилагательных и существительных. Укажите роль слов с суффиксами субъективной оценки для передачи впечатлений автора. Глаголами какого времени выражены сказуемые в тексте? Обратите внимание на суффикс –л-, который указывает на форму прошедшего времени. Перед ним сохраняется гласная, которая была перед –ть: висеть- висели, доставать- доставали.
Источники В качестве фона использован авторский рисунок (идея рисунка: 09/1/We-wish-you-a-Merry-Christmas- illustration). 09/1/We-wish-you-a-Merry-Christmas- illustration Использованы задания из пособия Раман Т.В. «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку»(М.: «Экзамен», 2007)