Сибирские писатели и художники в 19 веке.
Василий Иванович Суриков ( )
В. И. Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона еще в XVI веке. Здесь обрел он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. С одной стороны, Сибирь XIX века являла собой живую историю, сохраняя почти в неприкосновенности патриархальные черты XVII века в укладе, обычаях и нравах. Не знала Сибирь и крепостного права. С другой ее удаленность от центра России способствовала превращению Сибири царским правительством в тюрьму для своих политических противников, попадавших на каторгу за свободомыслие. В. И. Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона еще в XVI веке. Здесь обрел он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. С одной стороны, Сибирь XIX века являла собой живую историю, сохраняя почти в неприкосновенности патриархальные черты XVII века в укладе, обычаях и нравах. Не знала Сибирь и крепостного права. С другой ее удаленность от центра России способствовала превращению Сибири царским правительством в тюрьму для своих политических противников, попадавших на каторгу за свободомыслие. "Утро стрелецкой казни" Василий Суриков
Под воздействием этих неоднозначных условий сложился суровый и мужественный облик сибиряков, энергичных, смелых, полных чувства собственного достоинства, всегда ярких по характеру. Суриков прожил в Сибири безвыездно до двадцати лет. Наделенный от природы острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью, он на всю жизнь впитал и полюбил виденное. Этот драгоценный запас впечатлений и стал неиссякаемым источником его будущего творчества. Первые уроки ему давал учитель рисования красноярского уездного училища Н. В. Гребнев. Губернатор П. Н. Замятин и городской голова, золотопромышленник П. И. Кузнецов, поддержали Сурикова и устроили его в Академию художеств. Под воздействием этих неоднозначных условий сложился суровый и мужественный облик сибиряков, энергичных, смелых, полных чувства собственного достоинства, всегда ярких по характеру. Суриков прожил в Сибири безвыездно до двадцати лет. Наделенный от природы острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью, он на всю жизнь впитал и полюбил виденное. Этот драгоценный запас впечатлений и стал неиссякаемым источником его будущего творчества. Первые уроки ему давал учитель рисования красноярского уездного училища Н. В. Гребнев. Губернатор П. Н. Замятин и городской голова, золотопромышленник П. И. Кузнецов, поддержали Сурикова и устроили его в Академию художеств. "Взятие снежного городка" Василий Суриков.
Учился Суриков в Академии ( ) с жадностью, успешно переходя из класса в класс, получая серебряные и золотые медали. Уже во время пребывания в Академии у него пробудился интерес к историческим сюжетам. Началу петровского царствования посвящено первое значительное произведение, написанное уже после окончания Академии в Москве. Сначала Суриков приезжал туда, чтобы выполнить заказ для храма Христа Спасителя, но очарованный старой столицей остался здесь на постоянное жительство. Московские впечатления помогли Сурикову облечь исторические образы живой плотью. Учился Суриков в Академии ( ) с жадностью, успешно переходя из класса в класс, получая серебряные и золотые медали. Уже во время пребывания в Академии у него пробудился интерес к историческим сюжетам. Началу петровского царствования посвящено первое значительное произведение, написанное уже после окончания Академии в Москве. Сначала Суриков приезжал туда, чтобы выполнить заказ для храма Христа Спасителя, но очарованный старой столицей остался здесь на постоянное жительство. Московские впечатления помогли Сурикову облечь исторические образы живой плотью. И все же не казнь, а ее ожидание, обнажающее характеры, а через них саму суть страшной народной трагедии изобразил Суриков в своем полотне «Утро стрелецкой казни» (1881). Противопоставляя две уверенные в своей правоте силы старую уходящую Русь в образе стрельцов и новую нарождающуюся в лице Петра и его окружения, он убедительно показал закономерность обреченности стрельцов.
Судьба сподвижника Петра I Александра Меншикова послужила темой следующей большой картины Сурикова «Меншиков в Березове» (1883). В падении всесильного временщика он увидел и сумел передать не только большую личную трагедию человека, но и конец петровской эпохи. Оба полотна были приобретены П. М. Третьяковым для своей галереи. Деньги, полученные от их продажи, позволили Сурикову совершить длительное путешествие за границу вместе с семьей. Он побывал в Германии, Франции, Италии, Австрии, где с большим интересом знакомился с крупными европейскими художественными коллекциями, жизнью и бытом народов. Картина «Сцена из римского карнавала» (1884) написана в результате этой поездки. Великолепный этюд к ней «Итальянка» включен в данную подборку. Судьба сподвижника Петра I Александра Меншикова послужила темой следующей большой картины Сурикова «Меншиков в Березове» (1883). В падении всесильного временщика он увидел и сумел передать не только большую личную трагедию человека, но и конец петровской эпохи. Оба полотна были приобретены П. М. Третьяковым для своей галереи. Деньги, полученные от их продажи, позволили Сурикову совершить длительное путешествие за границу вместе с семьей. Он побывал в Германии, Франции, Италии, Австрии, где с большим интересом знакомился с крупными европейскими художественными коллекциями, жизнью и бытом народов. Картина «Сцена из римского карнавала» (1884) написана в результате этой поездки. Великолепный этюд к ней «Итальянка» включен в данную подборку. «Меншиков в Берёзове» г.
Сибирь продолжает питать и позднее творчество Сурикова. В 1891 году он пишет единственную жанровую картину «Взятие снежного городка», в которой стремится передать сам дух старинной народной игры на масленицу. Написанная в звучных ярких тонах картина полна движения, задора, удали и веселья. Здесь зарождается тема героизма и силы, которая станет главной в следующем сюжете из русской истории, опять подсказанным Сурикову Сибирью. Это поражающая эпическим величием картина «Покорение Сибири Ермаком» ( ), изображающая знаменательное событие столкновение двух стихий, в результате которого к России была присоединена огромная территория Сибирь. Сибирь продолжает питать и позднее творчество Сурикова. В 1891 году он пишет единственную жанровую картину «Взятие снежного городка», в которой стремится передать сам дух старинной народной игры на масленицу. Написанная в звучных ярких тонах картина полна движения, задора, удали и веселья. Здесь зарождается тема героизма и силы, которая станет главной в следующем сюжете из русской истории, опять подсказанным Сурикову Сибирью. Это поражающая эпическим величием картина «Покорение Сибири Ермаком» ( ), изображающая знаменательное событие столкновение двух стихий, в результате которого к России была присоединена огромная территория Сибирь. "Степан Разин" Василий Суриков.
Ершов Петр Павлович ( ), поэт.
Родился 22 февраля (6 марта н.с.) в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Детские годы прошли в городе Березове. В 1827 поступил в Тобольскую гимназию, которую заканчивает в В это время в России пробуждается особый интерес к сибирской земле, к ее культуре, традициям. Родился 22 февраля (6 марта н.с.) в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Детские годы прошли в городе Березове. В 1827 поступил в Тобольскую гимназию, которую заканчивает в В это время в России пробуждается особый интерес к сибирской земле, к ее культуре, традициям.
Ершов начинает собирать сибирские сказки, песни, легенды; вокруг него объединяются энтузиасты, стремящиеся создать специальный этнографический журнал для публикации собранного материала. В 1831 Ершов поступает на философско-юридическое отделение Петербургского университета. В студенческие годы пишет и печатает свои стихи. Под впечатлением сказок Пушкина начинает работу над сказкой в стихах "Конек-Горбунок", которую в 1834 публикует в "Библиотеке для чтения". Пушкин высоко оценил эту работу. Ершов начинает собирать сибирские сказки, песни, легенды; вокруг него объединяются энтузиасты, стремящиеся создать специальный этнографический журнал для публикации собранного материала. В 1831 Ершов поступает на философско-юридическое отделение Петербургского университета. В студенческие годы пишет и печатает свои стихи. Под впечатлением сказок Пушкина начинает работу над сказкой в стихах "Конек-Горбунок", которую в 1834 публикует в "Библиотеке для чтения". Пушкин высоко оценил эту работу.
Глубокий демократизм содержания и формы, сатирическая острота обрисовки царя, чиновников, купцов, органическая близость к фольклору, легкость и изящество стиха обеспечили этой сказке широкую популярность у читателей. Ершов также автор лирических стихов, пьесы "Суворов и станционный смотритель" (1835), рассказов. После окончания университета Ершов возвращается в Тобольск, так как после смерти отца семья нуждалась в его поддержке. В 1836 он работает учителем, затем инспектором, с директором Тобольской гимназии. Глубокий демократизм содержания и формы, сатирическая острота обрисовки царя, чиновников, купцов, органическая близость к фольклору, легкость и изящество стиха обеспечили этой сказке широкую популярность у читателей. Ершов также автор лирических стихов, пьесы "Суворов и станционный смотритель" (1835), рассказов. После окончания университета Ершов возвращается в Тобольск, так как после смерти отца семья нуждалась в его поддержке. В 1836 он работает учителем, затем инспектором, с директором Тобольской гимназии. Ершов не оставляет литературную деятельность, пишет рассказы, стихи и пьесу, но все эти произведения не имели успеха. Умер Ершов 18 августа (30 н.с.) 1869 в Тобольске