СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. «Сущность человека как проблема философии» «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность человека как проблема философии. Проверим себя! Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Природа человека. Антропогенез (греч.anthropos- человек и genesis –происхождение) Антропогенез – теория происхождения человека, суть которой заключается.
ЧЕЛОВЕК биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле. СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ Лишь в обществе происходило.
Понятие-человек, индивид,личность.. ЧЕЛОВЕК это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни является субъектом.
Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление.
Сущность человеческой деятельности. Сравните определения деятельности, которые дают социология и социальная психология: Деятельность – специфическая форма.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕТЕМА 1 ОБЩЕСТВО Муниципальное общеобразовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» , Московская.
Сущность человеческой деятельности. Сравните определения деятельности, которые дают социология и социальная психология: Деятельность – специфическая форма.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
Быть личностью Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей 62»
Транксрипт:

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ

«Сущность человека как проблема философии» «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Русский философ А.Ф. Лосев

1. Взгляд на человека в истории философской мысли «Человек – разумное животное» «Человек – политическое животное» «Человек – животное, делающее орудие труда» «Человек разумный»

«Человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными». Макс Шелер (1874 – 1928), немецкий философ

БИОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЕНЕТИКА АНТРОПОЛОГИЯ ЭТНОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ

Протагор ( до н. э.) древнегреческий философ. Софист Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека.

«Человек – есть мера всех вещей» (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.), "Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле", "Все есть таким, каким оно кажется нам"."Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле", "Все есть таким, каким оно кажется нам". Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.

Сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология

2. Великая тайна - человек Сущность человека в единстве природного и социального. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (XIX в) И. Кант ( ) Л. Фейербах ( ) Что является решающим в жизнедеятельности человека – природа или социум?

Великая тайна - человек

Концепция философской антропологии: Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными. Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию. Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других. Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа». Их единство и образует сущность человека.

Концепции философской антропологии «Порыв» (природное ядро: влечения, биологические потребности, аффекты) «Дух» (сфера разума и чувств) Единство «порыва» и «духа» образует сущность человека

Философия жизни (к.XIX-н.XX вв.) Основная идея – человек в реальной жизни руководствуется не разумом, а инстинктом. экзистенциализма (философии существования).Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и экзистенциализма (философии существования). Отличительный признак человека – свобода.Отличительный признак человека – свобода.

3. Природа человека (биосоциальная система) Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление речь Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

Человек - биосоциальная система

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей 1. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности

Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

Домашнее задание. § 8. п 1 – 3, работа с источником на стр. 89 – 90.

4. Социальная сущность деятельности Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. Объективный аспект Субъективный аспект Любая человеческая деятельность носит общественный (социальный) характер

5. Мышление и деятельность Мышление обеспечивает духовную преемственность основ деятельности по преобразованию природы, общества и человека и его субъективную готовность к последовательной, целесообразной деятельности. Учение без мысли – напрасный труд Конфуций (Кун-цзы, до н.э.), древнекитайский философ

5. Мышление и язык

Речь человека 1. Объединение слов в предложения. 2. Замена многообразия предметов и явлений окружающего мира на звуковые (разговорные) и графические (письменные) обозначения. 3. Закрепляет на основе слов устойчивые смыслы и понятия.

Языковое общение 1. Является сложным видом социальной коммуникации. 2. Является базой взаимопонимания и обмена опытом жизнедеятельности. 3. Является частью культуры представителей разных народов.

Проверь себя. 1. Важное отличие человека от живых существ 1) Инстинкты 2) Рефлексы 3) Потребности 4) Сознание

Проверь себя. 2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является 1) Общение при помощи членораздельной речи 2) Способность укрываться от опасности 3) Потребность в пище и воде 4) Необходимость поддержания теплового обмена

Проверь себя. 3. Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в 1) Общении 2) Семье 3) Признании 4) Тепле

Проверь себя. 4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах? А. Врождённые качества человека социализируются в процессе его взаимодействия с обществом. Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения не верны

Проверь себя. 5. Верны ли следующие суждения о деятельности? А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей. Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения не верны

Проверь себя. 5. Верны ли следующие суждения о деятельности? А. Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей. Б. Видом деятельности, преобладающим в детском возрасте, является игра. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения не верны

6. Запишите слово, пропущенное в схеме … Осуществляется удовлетворение материальных потребностей Преобразуются силы и вещества природы Происходит совершенствование и развитие человеческих качеств

6. Запишите слово, пропущенное в схеме Деятельность (трудовая деятельность) Осуществляется удовлетворение материальных потребностей Преобразуются силы и вещества природы Происходит совершенствование и развитие человеческих качеств

Домашнее задание. § 8, вопросы и задания стр. 88 – 89.