Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека» Основы светской этики Авторы: учитель начальных классов Бычкова Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Кожевникова Алёна Алексеевна – МОУ Гербаевская ООШ Лупашко А.Н. – МОУ Краснозерская ООШ
Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов
Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности. В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы.
1. Образовательные: Сформировать знания учащихся по теме « Свобода и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. 2. Развивающая: Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. 3. Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.
К АКИЕ СЛОВА ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КОГДА СЛЫШИТЕ СЛОВО СВОБОДА ? Н АПИШИТЕ ИХ.
выбор уважение каникулы птицы небо простор ветер Проверка и дополнение свобода жизнь счастье
Р АБОТА СО СЛОВОМ « СВОБОДА » ПО СЛОВАРЮ О ЖЕГОВА, БОЛЬШОМУ Э НЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому. Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества. Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Толковый словарь Ожегова Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Большой Энциклопедический словарь
свобода мораль Подобрать родственные слова, близкие по значению к каждой букве слова.
Р АБОТА В ГРУППАХ О БСУЖДЕНИЕ Что значит быть свободным? Для чего нужна свобода? Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
В ОСТОЧНАЯ ПРИТЧА Д АВНЫМ - ДАВНО В СТАРИННОМ ГОРОДЕ ЖИЛ М АСТЕР, ОКРУЖЁННЫЙ УЧЕНИКАМИ. С АМЫЙ СПОСОБНЫЙ ИЗ НИХ ОДНАЖДЫ ЗАДУМАЛСЯ : «А ЕСТЬ ЛИ ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ НАШ М АСТЕР НЕ СМОГ БЫ ДАТЬ ОТВЕТА ?» О Н ПОШЁЛ НА ЦВЕТУЩИЙ ЛУГ, ПОЙМАЛ САМУЮ КРАСИВУЮ БАБОЧКУ И СПРЯТАЛ ЕЁ МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ. Б АБОЧКА ЦЕПЛЯЛАСЬ ЛАПКАМИ ЗА ЕГО РУКИ, И УЧЕНИКУ БЫЛО ЩЕКОТНО. У ЛЫБАЯСЬ, ОН ПОДОШЁЛ К М АСТЕРУ И СПРОСИЛ : С КАЖИТЕ, КАКАЯ БАБОЧКА У МЕНЯ В РУКАХ : ЖИВАЯ ИЛИ МЁРТВАЯ ? О Н КРЕПКО ДЕРЖАЛ БАБОЧКУ В СОМКНУТЫХ ЛАДОНЯХ И БЫЛ ГОТОВ В ЛЮБОЕ МГНОВЕНИЕ СЖАТЬ ИХ РАДИ СВОЕЙ ИСТИНЫ. Ч ТО ОТВЕТИЛ М АСТЕР СВОЕМУ УЧЕНИКУ ?
Н Е ГЛЯДЯ НА РУКИ УЧЕНИКА, М АСТЕР ОТВЕТИЛ : В СЁ В ТВОИХ РУКАХ.
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы, ребята? ?
Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».
Чтение статьи на странице Найти ответы на вопросы. -Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?
Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка» Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке.
Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой ?» Как поступит мальчик?
Я бросился за девочкой, И я догнал ее, И я спросил у девочки: Твое? Скажи, твое? Мое, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.
1. В КАКОЙ СКАЗКЕ И КТО НАРУШИЛ ПРАВО НА СВОБОДУ, ДЕРЖАЛ КУКОЛ В РАБСТВЕ ? 2. В КАКОЙ СКАЗКЕ « ХЛЕБОБУЛОЧНЫЙ » ГЕРОЙ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОДВЕРГАЛСЯ ПОПЫТКАМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЕГО ЖИЗНЬ, УГРОЗАМ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ ? 3. Г ЕРОИНЯ КАКОЙ СКАЗКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРАВОМ СВОБОДНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА ?
-Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин
Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина. В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка? Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
С СЫЛКИ Иллюстрации: ote ej_i_vzroslyh/index.html Притча: pic.php?id=120&p=8 …/46199?page=67