Работа классного руководителя с родителями
Задачи классного руководителя: - формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка; - организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива; - обеспечение благоприятного психологического климата в классе.
Основные функции классного руководителя: а) аналитическая: - изучение индивидуальных особенностей учащихся; - изучение и анализ развития классного коллектива; - анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка; - анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка; б) организационно - педагогическая: - организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся; - установление связи и семей учащихся; - организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями; в) коммуникативная: - регулирование межличностных отношений между учащимися; - установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»; - создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: - психолого-педагогическое просвещение родителей; - вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс; -участие в управлении школы. Каждое из направлений предполагает организацию определенных форм работы с семьей. На некоторых из них целесообразно остановиться подробнее…
Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа: 1. Знакомство с классом и родителями; 2. Постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей. Первый этап подразумевает работу в новом классе. Это может быть первый, пятый или класс, переданный другому учителю. В любом случае, новый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями. Поэтому на данном этапе важно сформировать уважительное отношение родителей к классному руководителю. Именно педагог должен руководить деятельностью родителей класса, направлять их дела в правильное русло, повышать их уровень знаний психологии ребенка.
На первом этапе важен момент проведения первого родительского собрания, состоящего из: 1. Представления учителя ( портфолио учителя). 2. Заполнение родителями анкет (для журнала класса и портфолио каждого ученика). 3. Ознакомление родителей с уставом школы и требованиями классного руководителя; чтение локальных актов школы и класса. 4. Обсуждение плана совместной работы, внеклассных мероприятий. Второй этап занимает все оставшееся время обучения детей в классе. Для того, чтобы успешно преодолеть кризис подросткового возраста ребенка, важно помнить, что только при совместной работе возможно достижение высоких результатов. Роль классного руководителя здесь велика, т.к. родители ждут помощи от педагога, опытного, знающего, от того, кому они доверяли и доверяют.
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися и родителями: - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), - групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) - коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). При выборе форм работы с учащимися я руководствуюсь следующим: - учитываю воспитательные задачи, определенные на очередной период работы; - определяю содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач; - учитываю принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей; - осуществляю поиск форм работы на основе коллективного целеполагания; - обеспечиваю целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Поэтому организации и проведению родительского собрания уделяется особое внимание: - Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. - Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. - Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. - Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи. Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому Посещения ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.
Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
К новой форме работы классного руководителя относится ведение « Папки класса». Есть разные способы оформления таких папок: портфолио класса или личная папка классного руководителя, куда он помещает информацию об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и т.д. Наиболее интересным представляется ведение данного документа совместно с родителями. Основные рубрики предназначены для диагностики каждого ученика. Информацию об ученике заполняют раз в четверть только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т.д. Учитель может пользоваться такой папкой, для того чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями (учениками). Папка должна быть со съемными страничками для удобства раздачи родителям.
По желанию родителей могут быть добавлены следующие пункты: Что нравиться в организации работы школы и класса? Что не нравиться в организации работы школы и класса, ваши пожелания и предложения? Какие вопросы, касающиеся непосредственно вашего ребенка, вы хотели бы обсудить с классным руководителем или психологом? Что о вашем ребенке вы хотели бы сообщить классному руководителю ? Наличие таких папок облегчит работу классного руководителя, т.к. в них содержится необходимая информация о семье ученика. Учитель может отслеживать изменения, происходящие с ребенком в семье, и своевременно отреагировать, если ученику или семье нужна педагогическая помощь. Создание условий для успешной совместной работы классного руководителя и родителей – важная задача классного руководителя.
К нетрадиционным, но весьма эффективным формам работы с родителями можно отнести тематические консультации В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. Примерная тематика консультаций для родителей: Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей - друзья дома или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести и родительские встречи, тренинги. Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов. Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера: "А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами", посвященный Дню матери и семейный капустник "День, пахнущий мимозой". Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик. Родительский вечер это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.
вывод Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди". Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого, строить свою работу с родителями. Если учитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достигнет.