Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.
Ощущение это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь. Для того, чтобы охарактеризовать любое ощущение, необходимо выделить его основные свойства. модальность и качество, интенсивность, временная и пространственная характеристики.
Модальность основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой высота, тембр, громкость звука. зрительные,слуховые,вкусовые,обонятельные,осязательные,температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия,вибрационные,болевые, органические, или интероцептивные
Модальность Чувствительный орган Качество Рецепторы Зрение СетчаткаЯркость, контрастность, движение, размеры, цвет Палочки и колбочки Слух УлиткаВысота, тембр, громкость Волосковые клетки Равновесие Вестибулярный орган Сила тяжести Вращение Макулярные клетки Вестибулярные клетки Осязание КожаДавление Вибрация Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини Вкус ЯзыкСладкий и кислый вкус Горький и соленый вкус Вкусовые сосочки на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка Обоняние Обонятельные нервы Цветочный запах Фруктовый запах Мускусный запах Пикантный запах Обонятельные рецепторы Таблица 1. Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон, Хофстедтер)
Основные характеристики анализатора: интенсивность и его чувствительность. Интенсивность ощущений зависит от от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, от индивидуальных особенностей человека. Первая из них это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.
Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. По нижнему порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора. Она выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: E = 1 \ I где Е чувствительность, i пороговая величина. Нижний абсолютный порог определяет разрешающую способность органов чувств, у человека она относительно велика. Для глаза достаточно 2-8 квантов лучистой энергии, чтобы вызвать зрительное ощущение, а если чуть-чуть снизить слуховой порог, то человек смог бы услышать шорох, совершаемый молекулами при Броуновском движении.
Другой величиной, характеризующей чувствительность анализаторов, является дифференциальный порог, или порог различения. Он определяется минимальным различием между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие в ощущениях. Величина, которую нужно прибавить к уже действующему стимулу, чтобы у субъекта возникло ощущение прироста интенсивности, зависит от его исходной величины. Вебер предложил закон, согласно которому отношение прибавки к величине исходного стимула константно: К = l / l где l величина исходного стимула, l величина приращения, соответствующая минимальному различению. Константа различна для разных анализаторов, так, для зрительного анализатора она равна 1/100, это означает, что мы заметим разность в освещении комнаты, если к 200 люксам прибавим еще 2. Для слуха величина константы 1/10, а для тактильной чувствительности 1/30 исходной величины.
Классическая психофизика XIX в. связывала представление о порогах чувствительности органов чувств только с интенсивностью раздражителей. Позднее возникли понятия пространственного и временного порогов. Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло ощущение. Пространственный порог определяется по минимальным размерам едва ощущаемого раздражителя, его расстоянию от рецептора, положению в сенсорном поле и той площадью, на которую воздействует раздражитель. Наиболее элементарным примером пространственного порога является острота зрения. Она определяется тем минимальным расстоянием между двумя точками, при котором возможно минимальное ощущение их раздельности. Обычно за нормальную остроту зрения принимается такая, порог которой равен 1 угл. мин.
Длительность ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом. Латентные периоды простой сенсомоторной реакции при предъявлении раздражителей разной модальности различны и представлены в табл. 2. Анализатор и качество сигнала Латентный период (в миллисекундах)* Тактильный (прикосновение) Слуховой (звук) Зрительный (свет) Обонятельный (запах) Температурный (тепло и холод) Вкусовой: соленое кислое сладкое горькое Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого) 400 Болевой Таблица 2. Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову) * Примечание: указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.
Пространственная характеристика ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).
Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе. Чувствительность глаза может измениться примерно в 2 10 раз. Время темновой адаптации составляет примерно мин, время адаптации к свету около 10 мин. Наиболее медленно адаптация проходит в зрительном анализаторе. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном и обонятельном анализаторах. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме. Если бы была возможна адаптация к боли, то некоторые пациенты надолго задерживали бы, например визит к стоматологу. Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной преадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. (Например, работа за монитором компьютера с постоянно меняющейся освещенностью экрана).
Экстерорецепторы рецепторы внешней среды. Деятельность этих рецепторов направлена на распознавание воздействий внешнего мира, что имеет первостепенное значение для отражения в сознании человека объективной действительности. Вторая группа рецепторов носит название проприорецепторов и включает в себя органы чувств, отражающие движение и положение тела в пространстве. Она включает мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения). Третья группа включает рецепторы, расположенные во внутренних органах, носит название интерорецепторов. Экстерорецепторы. Это зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения. Проприорецепторы. Это мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения). Интерорецепторы.
Современное развитие культуры все больше внимания уделяет разнообразию зрительных ощущений, меньше слуховым, еще меньше обонятельным и вкусовым, осязание по степени обращаемости стоит почти на последнем месте. Доминирование зрительной системы говорит о том, что цивилизация идет по пути визуализации чувственного опыта и обедняет «сенсорный словарь». Из многочувствующего человек все больше и больше превращается в смотрящего, эта тенденция усиливается тенденцией компьютеризации среды. Развитие техники достигло такого уровня, который позволяет создавать устройства, способные вызывать иллюзии многих ощущений вместо самих ощущений. Наиболее ярким примером является так называемая виртуальная реальность. Для гармоничного развития личности и ее здоровья депривация какой-либо сенсорной системы недопустима. Эффективное использование природного потенциала человека, заключенного в его сенсорно-перцептивной организации, требует активного включения в деятельность всей разнообразной по составу системы органов чувств.