Урок развития речи в 9 классе Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Рытенко Ольга Васильевна Мельниково 2006 Подготовка к письменному экзамену по русскому языку (Изложение с элементами сочинения)
Устное изложение по тексту Е.И. Носова «Белый гусь»
Проблемы урока 1. Определить тему рассказа. 2. Охарактеризовать главное действующее лицо (персонаж). 3. Установить композицию рассказа. 4. Выявить художественные средства в рассказе, при помощи которых автор показывает красоту и богатство языка, раскрывает идейный замысел всего произведения. 5. Разобрать предполагаемые орфографические и пунктуационные трудности в тексте. 6. Выполнить дополнительное творческое задание к тексту (элементы сочинения), осуществляя плавный переход от изложения к собственной миниатюре.
Сообщение о Носове Е.И. Евгений Иванович Носов родился в 1925 году. Село Толмачево – родина писателя – расположено неподалеку от города Курска. В 1932 году Е. Носов пошел в школу. Подкрадывалась вторая мировая война. Воевал, в самом конце войны в Восточной Пруссии был ранен. В 1945 году Носов возвращается в школу, чтобы продолжить учебу. Е.Носов – любитель природы. Неизменной темой писателя остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле и природе.
Теория литературы Композиция Сюжет Сюжетно-композиционный анализ Экспозиция Развязка Кульминация Завязка
Композиция – построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений
Сюжет – это совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения
Экспозиция - вступительная часть сюжета, показывающая обстановку, в которой будут происходить события, рисующая положение и характеры действующих лиц до начала действия
Завязка – событие, с которого начинается действие Кульминация – высшая точка в развитии действия Развязка – событие, завершающее действие
Сюжетно-композиционный анализ – детальное рассмотрение основного содержания через действия, события, поступки персонажей и построение художественного произведения через систему организации образов, их связей и отношений.
Композиция рассказа 1. Описание внешности Белого гуся. Экспозиция 2. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Завязка 3. Из-за леса наползла туча, посыпался град. Кульминация Развязка 4. Туча промчалась. 5. Гусь лежал, раскинув могучие крылья; двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу. План (простой)
Описание внешности Белого гуся Белоснежные перья Звание адмирала Полутораметровые крылья Важной походкой Крылья могучие
Из-за леса наползла туча, посыпался град Накатилась на солнце Поднималась серо- сизой тяжелой стеной Пожирала синеву неба Ледяные горошины Свирепствовала с нарастающей силой
Туча промчалась Согретый солнцем луч Луг снова зазеленел Поваленная мокрая трава Иссеченные градом гусята
Гусь лежал, раскинув могучие крылья; двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу Не растаивала белая кочка Сбегала струйка крови Удивительный мир Мир, полный сверкающих трав и солнца
Домашнее задание Продолжить работу «художественные средства в тексте» Написать изложение с элементами сочинения по тексту Е.И. Носова «Белый гусь»