Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Исполнитель: Вторых Ольга Алексеевна, обучающийся ПО-41 zT группы Научный руководитель: Устинова Наталья.
Advertisements

ТЕМА: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ?. ВНИМАНИЕ - ЭТО ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ.
Выпoлнилa: Тультaeвa Г.Р. Нaучный рукoвoдитeль Дoктoр пcиxoлoгичecкиx нaук Изaкoвa A.Т. прoфeccoр.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ПРИЧИНЫ И ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
Внимание и методы его тренировки Учебный центр, 2013.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Выполнена: Дорошовой Еленой Викторовной.
Презентация по теме "Внимание" Разработана преподавателем психологии ГПК Тихоновой Г.С год.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки Исанбаева Вероника Валерьевна учитель музыки МОУ «Башкирская гимназия»102.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Известно, что для детей с задержкой психического развития характерно недоразвитие всех познавательных процессов. Коррекция эмоциональной сферы является.
Презентация к докладу. ОбъектИнтеллектуальная сфера детей с ЗПР Предмет Особенности интеллектуальной готовности детей с ЗПР к школьному обучению Цель.
Транксрипт:

Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры СП и МО Кучина Е.Н.

Цель исследования теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность коррекционных упражнений на уроках чтения, направленных на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Объект исследования внимание младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования педагогическая коррекция внимания умственно отсталых учащихся на уроках чтения

Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме педагогической коррекции внимания при умственной отсталости. 2. Выявить особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 3. Разработать систему коррекционно - развивающих упражнений для коррекции внимания при умственной отсталости на уроках чтения. 4. Изучить влияние уроков чтения на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения и коррекции его недостатков.

Гипотеза исследования педагогическая коррекция внимания умственно отсталых младших школьников будет происходить успешно, если будет организовано систематическое использование упражнений на развитие внимания на уроках чтения, а также упражнения будут отобраны адекватно возрасту детей.

Внимание это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия (А.В. Петровский). это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности ( Рубинштейн С.Я ) это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека (Н.Ф.Добрынин)

Функции внимания: отбор значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и торможение других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий; удержание данной деятельности до тех пор, пока не завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель; регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды внимания: непроизвольное - пассивное, само собой возникающее внимание произвольное - активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте послепроизвольное - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес

Свойства внимания: Объем внимания Устойчивость внимания Концентрация внимания Распределение внимания Переключение внимания

Нарушения внимания: отвлекаемость рассеянность чрезмерная подвижность инертность

Значение внимания Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера»

Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга (Выготский Л.С.) Младшие школьники с умственной отсталостью имеют малый объем, низкую устойчивость и концентрацию внимания. Функции распределения и переключения внимания ослаблены.

Педагогическая коррекция на уроках чтения Педагогическая коррекция - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности данной категории детей Главным принципом обучения чтению является принцип коррекционной направленности

Функции уроков чтения Образовательная Коррекционно-развивающая Воспитательная

Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике 1 «Отыскивание чисел (таблицы Шульте)» (констатирующий эксперимент) Уровень объема внимания Очень высокий уровень- 0 учащихся Высокий уровень – 0 учащихся Средний уровень – 3 учащихся Низкий уровень – 6 учащихся Очень низкий уровень – 3 учащихся

Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике 2 « Запомни и расставь точки» Объем развития внимания Очень высокий уровень- 0 учащихся Высокий уровень – 0 учащихся Средний уровень – 8 учащихся Низкий уровень – 2 учащихся Очень низкий уровень – 2 учащихся

Сводные результаты исследования уровня внимания младших школьников с нарушением интеллекта (объем внимания) Р

Виды коррекционно – развивающих упражнений по развитию внимания на уроках чтения 1. Упражнения на развитие концентрации внимания. 2. Упражнения на увеличение объема внимания и кратковременной памяти. 3. Упражнения на тренировку распределения внимания. 4. Упражнения на развитие навыка переключения внимания.

Изменения в уровне внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в ходе опытно – экспериментальной работы (по двум методикам) Объем внимания Высокий уровень – 1 учащийся Выше среднего – 1 учащийся Средний уровень – 4 учащихся Ниже среднего – 3 учащихся Низкий уровень – 3 учащихся Очень низкий – 0 учащихся

Уровень развития внимания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (контрольный срез)

Сравнительный анализ развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в результате экспериментальной работы

Внимание младших школьников с легкой степенью умственной отсталости улучшилась в результате: использования специальных коррекционно – развивающих упражнений осуществления целенаправленной работы с родителями при поэтапном построении работы Все это доказывает правомерность выдвинутой гипотезы.

Положительная динамика выразилась в следующем: возрос средний уровень внимания; появился интерес к выполнению заданий; повысилась техника чтения учащихся.