М. М. Поташник, М. В. Левит Презентацию выполнила Н. П. Мастюгина, заместитель директора по УВР
Данное пособие преследует две цели : повысит эффективность открытых уроков в современной школе для тех, кого приглашают ; вооружить учителя, готовящего и дающего открытый урок, технологией, позволяющей педагогу саморазвиваться.
1. Предварительная « репетиция » открытых уроков. 2. На открытом уроке школьнику нельзя ошибаться. 3. Уровень комфортности самочувствия снижается, а значит и резко падает эффективность усвоения увиденного, услышанного и пережитого.
4. Гости не знают ни детей ни учителя, а потому не могут понять, насколько обоснованы те или иные действия учителя. 5. Перегруженность : вместо эффективных средств для реализации задач урока используются эффектные, что приводит к превалированию формы над сутью.
1. Повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям профессионалам высокого класса. 2. Экспертиза коллегами новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем. 3. Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации ( когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя ).
1. Презентация, самопрезентация. 2. Поднятие статуса ОУ. 3. Творческий отчет. 4. Изучение опыта. ( Низшие баллы получили те цели, которые были выдвинуты авторами пособия ) Настоящее пособие адресовано тем, кто проводит открытые уроки с целью : Повышения квалификации приглашенных на урок. Экспертизы новшества. Саморазвития.
1. Разработка учителем информационного ( рекламного ) проспекта предстоящего открытого урока и передача методической службой этого проспекта тем, кто будет приглашен на учебу ( назвать цель методического занятия ; тему и « имя » урока ; научные и методические новшества, которые будут положены с основу урока ; представить методические материалы : структуру новшеств, опорный конспект, образцы дидактических материалов, памятки, список используемой литературы и т. д.)
2. Характеристика учителем уровня обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет проходить открытый урок. 3. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока ( место урока в теме, разделе, курсе ; ценностные основы ; цели ; выбранное содержание учебного материала ; методы ; формы ; средства обучения ; структура урока ; расход времени на этапах ; раскрывает сущность и новизну своих изобретений, запасные методические варианты ; прогнозирует учебные действия, реакцию детей, возможные результаты и т. д.) Все это обосновывается учителем !
4. Обоснование проекта открытого урока ( раскрытие научных источников, лежащих в основе проекта : дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики ; работы ученых - методистов и других практиков, идеи и опыт которых были заимствованы ; результаты диагностики личности учащихся ). 5. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту урока ( они должны быть аргументированными ).
чтобы они могли осознанно оценить представленный опыт ; уменьшает риск последующих ошибочных оценок ; вызывает интерес приглашенных ( мотивирует их ): ожидается ответ на вопрос о том, как удастся учителю реализовать представленный проект.
6. Проведение открытого урока. 7. Анализ открытого урока самим учителем ( говорит о степени достижения поставленных целей, причинах отклонений от проекта ; дает объективную оценку своим действиям, комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть ; специальное внимание уделяет особому удовлетворению тем или иным учеником ).
8. Анализ открытого урока директором или завучем школы. 9. Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному открытому уроку. 10. Общая дискуссия. 11. Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок.
1. Отсутствие логических связей между элементами технологии. 2. Учитель проектирует и демонстрирует педагогические действия, но не обосновывает их. 3. Использование на уроке эффектных элементов, необходимость применения которых сомнительна. 4. Забывание об учениках.
5. Учитель изучил учебные и воспитательные возможности класса, но не смог их превратить в обобщенные сведения о классе. 6. Организация урока в новой необычной форме. 7. Допущение терминологических ( научных ) ошибок.