. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ == «Акцентуация - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальные особенности человека: их влияние на общение с людьми.
Advertisements

Подготовила Олинкевич Карина Группа Пб-21-о. Развитие отдельных черт характера неравномерно: одни более выражены у конкретного индивиды, другие - менее.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом обнаруживается избирательная уязвимость.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Темперамент и характер.. Ключевые вопросы: Понятие о темпераменте и его типах Понятие о темпераменте и его типах Характер, его природа и структура. Характер,
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Выполнил: Жмур Дмитрий, ученик 7класса «Как влияет чтение на формирование характера подростка?»
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Родительское собрание « Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Агрессия у детей. активные, деятельные целеустремленные решительные общительные склонные к риску и авантюризму малая рассудительность и сдержанность недостаточный.
Состояние ожидания и неопределенности… Высокий уровень учебной нагрузки… Психоэмоциональное и физическое перенапряжение… Хроническая усталость Высокий.
К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. К ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С НАДЕЖДОЙ. Н.С.ЛЕЙТЕС. Н.С.ЛЕЙТЕС.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа 10» Взаимосвязь акцентуаций характера с девиантным поведением подростков.
Здесь и далее в оформлении использовались работы И. Карасёва.
Информационный блок родителям о стилях воспитания.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
– это психическое заболевание, основными проявлениями, которых являются первичная стойкая, неограниченная какой-либо ситуацией тревога, связанные с ней.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Транксрипт:

. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ == «Акцентуация - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми»

АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ АКЦЕНТУАЦИИ ТЕМПЕРАМЕТА ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ДИСТИМИЧЕСКИЙ ЦИКЛОТИМИЧНЫЙ ЭМОТИВНЫЙ АФФЕКТИВНО- ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЙ ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПЕДАНТИЧНЫЙ ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ВОЗБУДИМЫЙ ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ

Психопатия характера («Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» в сборнике «Избранные труды по психиатрии») Петр Борисович Ганнушкин ( ) - «Понятия "личность" и "индивидуальность", с одной стороны, и "норма", "средняя величина", с другой стороны, не совместимы. То же относится и к выражению "нормальный характер"…ведь если бы мы имели человека с нормально-идеальной психикой, то едва ли можно было говорить о наличии у него характера. Такого рода человек был бы бесхарактерным, в том смысле, что действовал бы он без предвзятости, и внутренние импульсы его деятельности постоянно регулировались бы внешними агентами» (Ганнушкин П.Б.)

Акцентуации характера = - «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1983) - «Патохарактерологический диагностический опросник» (1986) «В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении»

Акцентуации характера по А.Е. Личко Условная группа Акцентуации характера, входящие в эту группу Настроение Гипертимный, циклоидный, лабильный Тревога Сенситивный, астено невротический, психастенический Отношение к себе Шизоидный, истероидный, эпилептоидный Отношение к группе Неустойчивый, конформный

. ПСИХОПАТИЯ (1 %) АКЦЕНТУАЦИЯ (крайняя норма) (15 %) НОРМА (68 %) АКЦЕНТУАЦИЯ (крайняя норма) (15 %) ПСИХОПАТИЯ (1 %)

АКЦЕНТУАЦИЯ -крайний вариант нормы характера В отличие от акцентуации ПСИХОПАТИЯ: 1)Тотальна 2)Необратима 3)Дезадаптивна

. ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП (ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: -Повышенный фон настроения -Неудержимая активность -Жизнерадостность и оптимизм -Неразборчивость в выборе знакомств -Стремление к неформальному лидерству -Высокая или завышенная самооценка -Быстрая адаптация к новой обстановке -Поверхностность -Легкомысленность

Слабое звено - вынужденное одиночество -внешние ограничения, рамки, правила -однообразная обстановка -монотонный труд, кропотливая работ -вынужденное безделье

Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Выражены самолюбие и самоуважение. Радость от самого себя, любовь к себе. Развито чувство юмора, способен к самоиронии. Готов дружить со всеми, но без особой привязанности. Стремится к лидерству. Альтруистичен, любвеобилен, добр и незлопамятен. Любит дружить, общаться, устанавливать контакты. Харизма, лидерские качества. Довольно работоспособен, ему требуется совсем немного времени на отдых. Схватывает все на лету, легко усваивает информацию. Способен быстро добиться успеха в любом деле, но только в его начале (рутинная работа гасит интерес). Креативен, оригинален, источник идей.

ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП (ЦИКЛОТИМИЧНЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: -Немотивированная смена настроения (циклическая смена гипертимности и дистимности) -В фазу подъема настроения проявляют гипертермические черты, а в фазу спада – дистимические

Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Неустойчивая самооценка, которая сильно зависит от настроения. Отношения с людьми носят циклический характер: тяга к общению, новым знакомствам сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с близкими («все надоели») Успех деятельности зависит от настроения. Периоды активной работы и учебы сменяются периодами полного безразличия к предметам и заданиям.

Слабое звено -Неожиданные поручения, задания, просьбы, требования, противоречащие текущему настроению -Психические и физические нагрузки в период спада -Вынужденная пассивность, скучные задания, отсутствие деятельности в период подъема

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП (ЭМОТИВНЫЙ И АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: - Изменчивость настроения по незначительному поводу - Тонкая восприимчивость отношения к себе окружающих -Искренность, привязанность, глубина чувств -Не умеет скрывать свои чувства

Слабое звено -Эмоциональное отвержение со стороны окружающих -Несовпадение настроения с настроем окружающих -Разлука с близкими -Ситуации соревнования

Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Неустойчивая самооценка, которая сильно зависит от настроения. Зависит от поощрения со стороны окружающих, особенно близких, людей. Когда настроение хорошее – общителен, легко идет на контакт. Когда настроение плохое – раздражителен в процессе общения, обидчив. Интуитивно чувствует других людей, не переносит фальш. Успех деятельности зависит от того, нравится выполняемая работа или нет. Любимое дело может поднять настроение. Включаясь в работу, может забыть о неприятностях. Не управляем в периоды плохого настроения (рассеян, раздражителен, ворчлив, плаксив).

Лабильный тип Аффективно-экзальтированный Эмотивный - Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь? - Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально Вас пронизывает? - Вы относитесь к тому типу людей, кто впадает в отчаяние при каких- либо разочарованиях? - Меняется ли у Вас внезапно настроение от огромной радости до глубокой тоски? - Мягкосердечны ли Вы? - Вам трудно переносить вид крови, так как он вызывает у вас неприятные ощущения? - Может ли Вас так взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы? - Любите ли Вы природу?

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП (ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: ТРЕВОГА ПО ПОВОДУ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ РОБОСТЬ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

Слабое звено -Несправедливые обвинения -Критика, замечания -Насмешки, ироничные шутки, сарказм -Открытое соперничество -Угроза репутации -Вынужденное одиночество

Астеноневротический тип (ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: -Повышенная утомляемость -Раздражительность -Склонность к ипохондрии -Тревожность и мнительность -Стеснительность и робость -Заниженная самооценка

Слабое звено -Умственная и физическая нагрузка -Внезапное или длительное физическое и психическое напряжение -Необходимость быстрого переключения в работе, высокие требования -Открытые конфликты -Вынужденное лидерство -Необходимость проявить силу воли

Психастенический тип (ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: Тревожная мнительность в виде опасений за свое будущее Склонность к порядку, формализм, педантичность Беспокойство по поводу порядка (вдруг что-то пойдет «не так») Склонность к самоанализу, «рассуждательству» Заниженная самооценка Склонность находить у себя несуществующие черты личности

Слабое звено -Нарушения привычного ритма жизни -Вынужденное выполнение задания без четких инструкций -Вынужденная самостоятельность -Ситуации экзамена, ответственные мероприятия -Прямая критика -Групповая работа, вторжение во внутренний мир

. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, погашен ли свет, закрыты ли двери, выключен ли газ? Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, не застряло ли оно в щели? Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли выполнено правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно? Стремитесь ли Вы во всем соблюдать порядок? Предпочитаете ли Вы деятельность, требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и где требования к качеству невысоки? Бывает ли у Вас такое состояние, что Вы боитесь, что броситесь под поезд или выброситесь из окна многоэтажного здания?

Блок «Тревога» Боялись ли Вы в детстве грозы или собак? Вам страшно спускаться в темный подвал? Беспокоили ли мысли, что с Вами или родными что-нибудь может случиться? Потребуется ли Вам огромная сила воли, чтобы ночью пройти по кладбищу? Считаете ли Вы себя тревожным человеком?

ШИЗОИДНЫЙ ТИП (ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: - замкнутость - эмоциональная холодность - устойчивость интересов - рассудительность - немногословность - серьезность - неприхотливость в быту - эгоизм - неумение сопереживать - самолюбие и ранимость (в случае критики его идей или логической системы объяснения мира) - продуктивность генерируемых идей (часто без заботы об их внедрении)

Слабое звено - смена устоявшихся стереотипов, привычек - необходимость устанавливать неформальные контакты -необходимость руководить другими людьми -работа в группе

Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Выражены самолюбие и самоуважение. Присутствует ощущение особенности, избранности. Характерна самодостаточность. Выражена способность довольствоваться общением с самим собой. Нуждается в глубоком и содержательном общении. В общении крайне избирателен. Не принимает или игнорирует принятые нормы этикета. Если есть друг (как правило, старше по возрасту), то в отношении него может быть часто назойливым, требующим особого внимания. Крайне работоспособен и максимально включен в работу, если она является значимой для него самого. Абсолютно отстранен, вял и апатичен в том случае, если предмет работы не интересен. В учебе может быть талантливым, но требует индивидуального подхода. Любит решать нестандартные задачи.

ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП (ДЕМОНТРАТИВНЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: -ненасыщаемая потребность во внимании -выраженное желание вызывать у других людей удивление, почитание, поклонение, сочувствие -демонстрация эмоциональности при отсутствии глубоких чувств -склонность к рисовке, позерству, приукрашиванию себя -выраженный эгоизм и эгоцентризм -бахвальство -высокая способность к фантазированию -лживость

Слабое звено - равнодушие со стороны окружающих -критика достижений, способностей и талантов -вынужденное одиночество -напряженная умственная или физическая работа -разоблачение вымыслов и фантазий.

Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Выражены самолюбие, самолюбование. В силу высокого эгоцентризма не могут встать на позицию другого человека, посмотреть на себя со стороны. С подросткового возраста начинают задаваться вопросом «кто же я на самом деле?» и не могут найти ответ в течение всей жизни, так как склонны к постоянной смене ролей и игре на публику. Не испытывает особого уважения и любви к другим людям, но нуждается в них. Круг общения – те, кто так или иначе выражает свое восхищение, хвалит, поддерживает, отмечает талант и способности. Безразличен к чувствам других людей, только если эти чувства не имеют к нему отношения. Легко вводит других в заблуждение. Часто проявляет инициативу, вызывается на дело, даже если не является в нем компетентным (поднимает руку, даже если нечего сказать по существу). Стремиться удивить окружающих головокружительным результатом своей работы, поэтому невольно может себе присвоить результаты коллективной, групповой работы. Умеет красиво и грамотно преподнести сделанное посредством речи.

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП (ВОЗБУДИМЫЙ, ЗАСТРЕВАЮЩИЙ, ПЕДАНТИЧНЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: -интенсивность и инертность протекания психических процессов (отсюда – консерватизм, тугоподвижность, злопамятность, нетерпимость) -активность жизненной позиции («прет как танк») -гневливость, преобладание злобно- тоскливого настроения -храбрость в экстремальных ситуациях -болезненное отношение к несправедливости -надежность -требовательность -ревность, завистливость, мстительность -нетерпимость к инакомыслию, жестокость -аккуратность и бережливость

Слабое звено - изменение устоявшихся стереотипов, установленных правил, образа жизни -ограниченные возможности проявлять свой авторитет -критика со стороны окружающих -жесткая конкуренция -ущемление прав и интересов -неподчинение, непослушание со стоны тех, кто не является для него авторитетами -измена

Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Самоуважение, ощущение собственной значимости, компетентности, авторитетности. Завышенная самооценка (при скромных способностях). Часто возникающее ощущение «достойности большего». Уверенность в себе. Склонен к самоорганизации, самовоспитанию и самоконтролю. Любит устоявшийся порядок в дружбе и общении. Выполняет все обязательства дружбы, любви, семейные обязательства. В отношениях – надежный человек, но только до тех пор, пока чувствует свой авторитет, не замечает инакомыслия, не столкнулся с изменой. Выражена склонность устанавливать и соблюдать иерархию отношений «власть – подчинение». Целеустремленный, настойчивый, упорный, решительный, исполнительный и аккуратный. Склонен следовать определенным инструкциям, нормам. К делу относится серьезно. Хороший руководитель, формальный лидер. Консервативен, рачителен, пунктуален. Требователен к полученному результату работы.

. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если приходится преодолевать массу препятствий? Становитесь ли Вы среди близких людей менее сдержанным, чувствуете себя более свободно? Можете ли Вы ударить обидчика, если он Вас оскорбляет? Обычно Вы высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно? Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком недовольно-раздражительном настроении, что с Вами лучше не разговаривать? Быстро ли Вы злитесь или впадаете в гнев? Чувствительны ли Вы к обидам, оскорблениям? Стремитесь ли Вы всегда быть лучшим? Если по отношению к Вам несправедливо поступили, отстаиваете ли свои интересы?

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП Слабоволие, нежелание любого усилия Тяга к развлечениям, удовольствиям и праздности Поверхностность общения Склонность к аддикциям Живет настоящим Отсутствие четкой системы ценностей

Слабое звено -Жесткое подчинение дисциплинарным требованиям длительное время -Необходимость длительных усилий и концентрации сил на определенной работе -Ограничение источника удовольствий

КОНФОРМНЫЙ ТИП Основные черты: Конформизм Слабоволие Подверженность манипулированию Неумение самостоятельно определять цели Консерватизм

Слабое звено -Ситуации неопределенности -Отсутствие четких указаний со стороны других людей -Ситуации, когда необходимо принимать ответственность на себя, «брать все в свои руки»

Смешанные типы («МИКСТЫ») ПРОМЕЖУТОЧНЫЕАМАЛЬГАМНЫЕ - обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве - формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных действующих психогенных факторов