ТЕМА: Восстание 1916 года в Казахстане.. Цель: Главной целью данного восстания национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
показать неизбежность национально- освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально- экономических условий и колониальной политики русского.
Advertisements

СОШ 73 города Караганды. показать неизбежность национально- освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально- экономических условий и.
( 3 апреля 1873 года 18 мая 1919 года) руководитель народного восстания 1916 года против российской монархии и активный участник установления Советской.
ТЕМА: Сырым Датов Восстание под его предводительством Причины восстания Повод Характер Цели Причины поражения.
Тема 8. Национально-освободительное движение в Казахстане в XVIII-ХІХ вв. 1. Борьба казахского народа против колонизаторских мер царского правительства.
Народные движения первой четверти XVIII века 7 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аллакская средняя общеобразовательная школа»
План урока: 1.Причины крестьянской войны 1.Причины крестьянской войны 2.Пугачёв и его программа 2.Пугачёв и его программа 3.Основные этапы войны 3.Основные.
Восстание шаруа в Букеевской ( Внутренней ) орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова.
Презентация к уроку (история, 7 класс) по теме: Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Тема урока : « Казахстан в период революционных преобразований » Прилуцкая Людмила Алексеевна Учитель истории и обществоведения. Петровская средняя школа.
Влияние революции гг на Казахстан Один из первых марксистских кружков был образован в 1902 г. В Оренбурге. В феврале 1905 г. В Туркестане, Перовске,
Презентация на тему: "Революция гг. в Австрийской империи"
Букейханов Алихан ( ). Отец Мукан отдает девятилетнего мальчика на учебу в Каркаралинское мужское училище. Будучи неудовлетворенным на качество.
ПЛАН УРОКА Причины революции 9 января 1905 г. Основные события революции Итоги революции Историографические оценки.
Ход событий 18 февраля – забастовка на Путиловском заводе 23 февраля – демонстрация женщин с требованием «Хлеба» и возвращения мужчин с фронта.
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева 7 класс. История.
Февральская революция 1917 г. В России Выполнила : студентка 1- го курса группы Э 102 Шмыголь Анастасия.
Тема урока Гражданская война глазами «белых» и «красных»
Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти. Урок по истории России 9 класс Учитель: Шатина И.М.
Октябрьская революция 1917 года. Становление советской власти.
Транксрипт:

ТЕМА: Восстание 1916 года в Казахстане.

Цель: Главной целью данного восстания национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального ига.

План изучения НОД 1916 г. Повод. Причины. Характер. Территория. Движущие силы. Руководители. Ход, этапы. Результат. Причины поражения. Историческое значение.

Повод: Указ российского императора от 25 июня 1916 г. «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ».

Причины НОД 1916 г.: - Политика русификации, проводимая царским правительством; - массовое переселенческое движение в Казахстан - изъятие земель; - Первая мировая война

География НОД: Территория: - Весь Казахстан Главная движущая сила - народные массы.

Содержание Указа: Набору подлежало все трудоспособное мужское население «в возрасте от 19 до 43 лет включительно» Предполагалась реквизиция более 500 тыс. дджигитов из Туркестана и Степного края.

23 августа 1916 г. секретным приказом генерал-губернатора А. Куропаткина были освобождены от набора: - должностные лица волостных, сельских и аульных управлений; - нижние полицейские чины из коренного населения; - имамы, муллы и мударисы; - счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита; - "туземцы", занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан,

Восстановление традиционных до колониальных институтов государственного управления. Повсеместно избирались ханы из представителей степной аристократии. В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей степной знати были провозглашены ханами. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной Бекболат Ашекеев.

Восстановление традиционных институтов власти: Была воссоздана структура власти: елбеги глава администрации, жасакшы судейская коллегия, казнашы казначейство, сардарбек командующий повстанческой армией.

Представители местной администрации из казахов - Призвали к повиновению царскому указу. Вели переговоры с колониальной администрацией с целью более четкой организации призыва на тыловые работы

Революционно-демократическая интеллигенция. Т.Рыскулов, Т.Бокин, С. Мендешев, А. Джангильдин, С.Сейфуллин Призывали к вооруженному сопротивлению, возглавили отряды повстанцев.

Либерально – демократическая часть интеллигенции А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов Придерживались тактики «разумного компромисса» с колониальной администрацией, выдвигая на первый план идею сохранения и выживания народа. Предлагали отсрочить сроки мобилизации или провести ее в другой форме.

А. Букейханов М. Дулатов

Семиреченский центр движения Д вижение охватило всю территорию, прилегавшую к реке Чу, к озеру Иссык-Куль. Повстанцы уничтожали телеграфные линии, нападали на почтовые станции, на аулы волостных управителей. · Более 10 тыс. киргизских и казахских повстанцев осаждали Токмак. Колонизаторы использовали испытанные приемы борьбы с «инородцами». · В Каркаринском регионе образовался крупный очаг восстания против царского режима. В августе 1916 г. более 5 тыс. повстанцев осадили Каркаринскую ярмарку и, нанеся существенное поражение карательному отряду, овладели ярмаркой. · По воле восставшего народа во главе повстанцев Верненского уезда оказались волостной управитель Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин и др. Подавление сопротивления.

Т. Бокин

Тургайский центр движения Борьба казахских крестьян здесь оказалась особенно упорной и длительной. Повстанцы избрали своим ханом Абдулгафара Жанбосынова,, а своим сардарбеком Амангельды, внука известного батыра Имана. Тургайский очаг движения отличался централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением. Вопросы военной учебы находились в центре внимания военного совета кейнса. В сентябре 1916 г. в Тургайском уезде Амангельды Иманов создал большой повстанческий отряд, организовал производство оружия и сам обучал повстанцев военному делу. К этому времени их общее число дошло до 20 тыс.

А. Иманов А. Джангильдин

Тургайский центр движения В конце октября 15 тыс. повстанцев под командованием А. Иманова осадили город Тургай. Для разгрома непокорных царское правительство направило девятитысячный карательный экспедиционный корпус во главе с генералом Лаврентьевым Лихие конные налеты храбрых дджигитов отряда прославленного снайпера батыра Кейки наводили ужас на карателей. Трагически закончилась битва при Догал-Урпеке. 40 сарбазов, ведшие арьергардные бои, были окружены карателями. Сарбазы отстреливались до последнего патрона, а оставшиеся в живых перед закатом солнца с пиками наперевес вступили в рукопашный бой. Царское правительство жестоко отомстило восставшим. Были наказаны около 3000 человек.

Главные причины поражения - стихийность недостаточная организованность, отсутствие связи между регионами. с безоружным народом воевала регулярная армия империи, вооруженная и оснащенная по последнему слову техники. царские чиновники умело использовали противоречия между русскими, украинскими крестьянами, казачеством и казахскими, киргизскими шаруа, дунганскими, уйгурскими, узбекскими дехканами. Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции.

Историография НОД: О бесчинствах карателей доложил А. Джангильдин. Подверг резкой критике А.Ф.Керенский. Временное правительство в апреле-мае 1917 г принимает решение о возвращении «реквизированных». О восстании 1916 г и последующем периоде повествует книга Сакена Сейфуллина «Трудный путь, опасный переход», «Ботагоз» Сабита Муканова, «Карткожа» Аймауытова. «Это было странное войско, как бы вышедшее из старины…» - об отрядах Амангельды.

Историческое значение Апогей освободительного движения за весь период колониального порабощения в составе империи. Продемонстрировала рост революционного классового самосознания казахского народа Осознание своей силы, способной к вооружённой борьбе

Проверочный тест: 1. Поводом к восстанию 1916 г. послужило: А) Указ царя от г. Б) Первая мировая война В) Изъятие земель Г) Экономический бум гг. 2. «Если дадим в солдаты – потеряем сыновей, если не дадим потеряем стариков, спасем детей. Умереть, но не сдаваться!»- сказал: А) Ж. Мамбетов Б) Т. Бокин В) Б. Ашекеев Г) А. Иманов Д) А. Джангильдин. 3. Народ на Указ от г. ответил: А) восстанием Б) Протестом местной администрации В) всеобщей мобилизацией Г) созданием бригад добровольцев Д) Протестом мусульманского духовенства 4. Казахская либерально- демократическая интеллигенция на Указ царя от г имела взгляды: а) была против притеснений б) примкнула к восставшим в) призывала к неповиновению г) придерживалась тактики разумного компромисса д) возглавила народные выступления 5. Казахская революционно- демократическая интеллигенция на Указ царя от г имела взгляды: а) была против притеснений б) примкнула к восставшим в) призывала к неповиновению г) придерживалась тактики разумного компромисса д) возглавила народные выступления