Отчёт по самообразованию Коллективные формы работы на уроках Учитель начальных классов Герун И. И. МОУ Шацкая СОШ
Изучила литературу: В. К. Дьяченко «Организационная структура учебного процесса и ее развитие»; « Сотрудничество в обучении»; В. К. Дьяченко, А. И. Попова «Организация коллективных учебных занятий»; В. В. Давыдов « Проблемы развивающего обучения»; А. В. Золотова «Коллективная работа на уроках»; Г. А. Цукерман «Виды общения в обучении»; И. М. Чередов «Формы учебной работы в средней школе»; Журнал "Управление начальной школой" газета «Начальная школа» Работая над реализацией личного плана самообразования, я :
-получала информацию в Интернете (портал «Сеть творческих учителей», информационно-образовательный портал Rus Edu, всероссийский профильный СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО», «Педсовет / Pedsovet.org», фестиваль педагогических идей «Открытый урок») - посещала уроки коллег; - посетила семинар на 10 педагогическом марафоне учебных предметов в г. Москве психолога Шкуричевой Н. А. « Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности»; – провела открытый урок с использованием групповой работы детей для анализа со стороны коллег; – организовала внеурочную проектную деятельность по предметам;
Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы
обмен тетрадями и проверка по образцу ( «Обменяйтесь тетрадями и проверьте, как решил примеры ваш сосед по парте.» – дети проверяют простым карандашом) – такая работа очень нравится детям, так как каждый из них здесь выступает в роли учителя; придумать предложение; решение задач и примеров по учебнику; разучивание и взаимопроверка правил, стишков; придумать небольшой текст по картинке.
1. Уважай каждого участника группы. Называй друг друга по имени. 2. При обсуждении смотри на собеседника, будь вежлив. 3. Умей каждого выслушать. 4. Не согласен – предлагай. 5. Обсуждение в группе вед тихо. 6. В группе отвечает каждый. 7. Научился сам – научи другого.
«Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?…» «Я тебя понял так…. Ты это имел в виду?» «Я не согласен потому, что…». «Я предлагаю сделать…. Ты согласен с этим?», «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А как ты считаешь?» «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?» и т. д.
- красный флажок - группа просит помощи; - зеленый флажок - группа готова к ответу; - буква «Т»– группа просит тишины; -учитель звонит в колокольчик – обсуждение закончилось.
- решают, составляют задачи, - ищут наиболее рациональный способ решения; - составляют план произведения, инсценируют; - готовят коллективный пересказ, - пишут продолжение рассказа; - разгадывают кроссворды, головоломки; - Работают над проектом; и т. д. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться.
1. недопустима пара из двух «слабых» учеников; 2. детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе); 3. если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть 4. нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы : дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос.
Благодаря коллективной работе ученики учатся : 1. формулировать свою точку зрения ; 2. выяснять точки зрения своих партнеров ; 3. обнаруживать разницу точек зрения ; пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.