Тема урока: Основные закономерности эволюции органического мира. Цель урока: Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений, главных путях и направлениях эволюционного процесса. 1. Типы эволюционных изменений 2. Направления эволюционного процесса 3. Пути эволюционного процесса
1. Что такое биологическая эволюция? Биологическая эволюция это необратимое развитие органического мира. Ответьте на вопросы: 2. Какой эволюционный процесс называется микроэволюцией? Процесс образования новых видеов. 3. Что такое макроэволюция? Процесс образования более крупных систематических единиц – родов, семейств, отрядов и т. д.
Типы эволюционных изменений Параллелизм КонвергенцияДивергенция
Параллелизм - независимое приобретение сходных признаков родственными организмами, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни. Известное общее сходство имеют млекопитающие тропического пояса, обитающие на разных континентах, в близких климатических условиях.
Конвергенция (схождение признаков) – возникновение сходных черт строения у неродственных видеов, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни. Крупные водные хищники, показанные на рисунке, возникли в четырех совершенно разных группах: среди моллюсков, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
Аналогичными называются органы, разные по происхождению, но выполняющие сходные функции.
Дивергенция (расхождение) – расхождение признаков в пределах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к образованию новых видеов, родов, классов и т. д. Схема дивергенции форм( рисунок Ч. Дарвина) Общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые в свою очередь стали родоначальниками многих видеов и родов.
Дивергентная эволюция или радиация. Класс млекопитающих распался на многочисленные отряды, представители которых отличают- ся по строению, образу жизни, характеру физиологических и поведенческих адаптаций. Примитивное млекопитающее юрского периода
Гомологичными называются органы, сходные по происхождению, но не сходные по выполняемым функциям.
Пути эволюции органического мира.
В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые А.Н.Северцев и И.И.Шмальгаузен. Они установили, что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Алексей Николаевич Северцев ( ). Выдающийся советский зоолог, основоположник эволюционной морфологии животных. С 1920 г.- академик Российской АН. Иван Иванович Шмальгаузен ( ) Известный советский биолог, теоретик эволюционного учения.С1935 г.- академик АН СССР
Ароморфоз (от греч.«аро»- поднимать, «морфа» – форма) – приспособительные изменения общего значения, повышающие уровень организации и жизнеспособность особей, популяций, видеов.
Ароморфоз у животных Выход животных на сушу стал возможен благодаря изменению в строении скелета парных плавников некоторых рыб. В результате сформировались пятипалые конечности, способные поддерживать тело над землей.
Ароморфоз у растений Важным ароморфозом растений является появление цветка ( видео – измененного побега) у покрытосеменных растений.
Идиоадаптация (от греч. «идиом» - особенность, «адаптация» - приспособление) – частные приспособительные изменения, полезные в данной среде обитания, возникающие без изменения общего уровня организации.
Идиоадаптация у животных Примером идиоадаптации как небольшого эволюционного изменения к частным условиям существования может служить разнообразие клювов гавайских цветочниц, питающихся нектаром различных покрытосеменных растений.
Идиоадаптация у растений Одной из идиоадаптаций у растений является приспособление семян к распространению ветром.
Дегенерация (вырождение) – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов.
У плоских паразитических червей – паразитов человека – нет кишечника, слабо развита нервная система, почти отсутствует способность к самостоятельному движению. Но одновременно у паразитических червей по- являются присоски, крючки, при помощи которых они держатся на стен- ках кишечника своего хозяина. Они имеют сильно развитые органы размножения и отличаются огромной плодовитостью.
Повилика (Cuscuta L.) Это вьющееся растение - паразит не имеет листьев ( они редуцированы до мелких чешуек), корней. На стебле повилики образуются присоски (гаусто- речи), через которые из растения - хозяина повилика добывает питательные вещества.
Соотношение путей эволюции эволюции
Направления эволюции органического мира.
Биологический прогресс характеризуется: 1. Увеличением численности особей 2. Расширением ареала 3. Интенсивными процессами видеообразования Изменение ареала ондатры после ее акклиматизации в Европе.
Биологический регресс характеризуется: 1. Уменьшением численности 2. Сужением ареала 3. Уменьшением числа видеов, популяций Гигантский торфяной олень Ленивец
Повторение ?
Тип эволюционных изменений ? Среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие изменения - ласты Параллелизм
Основа образования новых систематических групп: а) конвергенция б) параллелизм в)дивергенция
Лопатообразные конечности медведки и крота - это результат: А) дивергенции В) параллелизма Б) конвергенция
Плавник дельфина и крыло беркута- пример аналогичных или гомологичных органов?
Какие органы называются аналогичными?
Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца млекопитающих является примером ароморфоза или идиоадаптации?
Дайте определения типам эволюционных изменений: идиоадаптации и дегенерации.
Направления эволюции органического мира Биологический прогресс ароморфоз дегенерация идиоадаптация Абиотические и биотические факторы Антропогенные факторы Биологический регресс
Были использованы : 1. Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004 г. 2. 1С: Школа, Экология, кл., под редакцией А.К. Аклебинина, В.И. Сивоглазова 3. Лабораторная практика. Биология 6-11 кл. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г. 4. БЭНП, биология 6-11 кл., Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мифодий», 2003 г. 5. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Общая биология для кл., Москва, «Просвещение», А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Общая биология, кл. ДРОФА, Москва Уроки общей биологии: Пособие для учителя/ В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин – М: Просвещение, 1986