Особенности поэтики Некрасова. Художественное словоупотребление Некрасова (ранняя лирика). Цель. В процессе коллективной работы найти некоторые определяющие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся Учитель русского.
Advertisements

«Перед дождём» Заунывный ветер гон…т Стаю туч на край небес, Ель надломленная стон…т, Глухо шепч…т тёмный лес. На ручей, рябой и пёстрый, За листком летит.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Причастие как часть речи Автор проекта Андрей Д..
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Поэты XX века о Родной природе А.Блок «Летний вечер»; «О как безумно за окном…» А.Блок «Летний вечер»; «О как безумно за окном…»
М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива» Учитель Терёшина Т.П.
Межличностные отношения 7 класс. Обществознание..
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Оценка явления Холокост с помощью искусства. «Все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жить на земле». Б. Брехт.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛОДОСТЬ» Поэзия темна, в словах невыразима… И.Бунин.
Жизни блаженство в одной лишь любви… Жизни блаженство в одной лишь любви…И.В.Гёте Выполнила Бурлака Елена Николаевна МОУ «СОШ10 сУИФ и ТД», г.Ноябрьск.
ЧАСТИ РЕЧИ Имя прилагательное. Что мы знали? Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ?КАКАЯ?КАКОЕ?КАКИЕ? Обозначает признак.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Анализ элегии - О чем размышляет поэт? - Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? - Что он чувствует? - К какому литературному направлению.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова Лермонтов-поэт совсем другой эпохи… Г.В.Белинский.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Транксрипт:

Особенности поэтики Некрасова

Художественное словоупотребление Некрасова (ранняя лирика). Цель. В процессе коллективной работы найти некоторые определяющие признаки, по которым среди стихотворных произведений нескольких авторов можно узнать именно Некрасова, в результате чего сделать обобщающие выводы, связанные с определением особенностей поэтики ранних стихотворений Некрасова.

Это … было раненное в самом начале жизни сердце… и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь. Ф.М.Достоевский

Почему автор выбирает для обозначения какого-либо понятия именно это, а не другое слово? Какими особенностями мироощущения поэта диктуется такой выбор?

Части речи Слово и словосочетание Ощеупотреб ителиное Ассоциативный образ сущ.Ветер +Движение, возможно хаотичное. Человек в ветреный день беспокоен. Многие любят ветер как силу могущую взбодрить. Стая туч Край небес Лес Ручей Листок Струя

Части речи Слово и словосочетание Ощеупотреб ителиное Ассоциативный образ Холодок Полумрак Крик Стая галок и ворон

Выводы Анализ художественного словоупотребления показывает, что автор видит мир прежде всего в его вещном, предметном наполнении ( в трех строфах стихотворения – шестнадцать существительных). Некрасов отбирает слова, имеющие общеупотребителиное значение: таким образом он добивается, чтобы предметный мир, воссозданный в стихотворении, был узнаваем и реален. Но ассоциативные образы, возникающие у читателя, заставляют его вслед за автором думать, что этот привычный, будничный мир таит в себе неясную угрозу, беспокойство.

Части речи Слово и словосочетание Ощеупот ребител иное Ассоциативный образ Заунывный Надломленна я Глухо Темный Рябой и пестрый Сухая Острая

Выводы Мы отметили 6 прилагательных ( одно из них отглаголиное), 1 причастие и 1 наречие. Эта группа слов так же, как и предыдущие, отобрана автором с учетом их функциональной особенности – все они относятся к общеупотребительной лексике. Это значит, что автор, характеризуя предметы и действия с точки зрения признаков, сопровождающих их появление, старается добиться все того же эффекта: читатель должен увидеть знакомый, легко узнаваемый мир.

Количественный анализ (всего 8 слов) показывает, что автор выстраивает картину мира, практически лишенную звука и цвета, то есть именно тех проявлений жизни, которые во многом определяют радость бытия. Ассоциативные образы делают эту картину не просто безрадостной, но однотонной, однозвучной, угрюмой, то есть тревожной, угнетающей, подавляющей.

Еще раз просмотрите материалы ваших выводов, внесенные в таблицу, и ответьте на вопросы первой учебной ситуации.

Ответ на вопрос Автор, следуя своей логике постижения мира, выбирает для его воссоздания общеупотребительную лексику, которая вводит читателя в узнаваемый им, реально существующий мир. Суть этого мира, с точки зрения автора, определяется прежде всего вещностью, материальностью бытования, отличающейся стремительной динамикой развития. Автор представляет реальный мир не просто в перечне предметов и смене событий они, по его мнению, находятся в очень сложных отношениях друг с другом и с человеком. Картину сложного, беспокойного мира автор выстраивает посредством отбора такой лексики, которая вызывает в читателе ассоциативные образы, прямо указывающие на опасность, исходящую по направлению к человеку со стороны окружающей реальности. Ощущение этой опасности и является одной из особенностей мироощущения Некрасова, проявившейся в его ранней лирике.

Каков пафос стихотворения и как он помогает понять особенности мироощущения автора?

«Перед дождем» Над проезжей тарантайкой Спущен верх, перёд закрыт; И «пошел!» – привстав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит…

Ответ на вопрос второй учебной ситуации Этой строфой автор прямо вводит читателя в мир человеческих взаимоотношений. Некрасов считает, что дисгармоничен не мир, окружающий человека, лишена гармонии его жизнь, и поэтому пафос восприятия автором окружающего мы можем определить как драматический. (Одно из стихотворений цикла «На улице» 1850 года будет завершено признанием героя и автора: «Мерещится мне всюду драма...»).

Домашнее задание Используя принцип анализа, продемонстрированный на уроке, самостоятельно проанализировать одно из стихотворений: «Имел я дочь; в учителя влюбилась…», Вор 1850 ( цикл «На улице»). «Тяжелый крест достался ей на долю…» 1855.

Письменный ответ на вопрос Каковы же особенности концепции мира и человека в ранней лирике Некрасова? Как они выражаются в поэтике Некрасова, связанной, в частности, с художественным словоупотреблением?