Эффективная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы как фактор сохранения и укрепления здоровья детей Ваганова Ольга Евгеньевна учитель физической культуры
Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лекарства мира не в состоянии заменить действия движения Ж. Тиссо
Двигательная активность Состояние здоровья (физическое развитие, устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды), развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) физическая работоспособность (объем, продолжительность и предельная мощность работы) – все зависит от двигательной активности
Движение – естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движений – причина многих заболеваний.
Влияние привычной ДА на растущий организм (по А. Г. Сухареву, 1997) Показатели Привычная ДА гипокинезияоптимальнаягиперкинезия Рост и развитие ЗадержкаСтимуляция Дисгармония Половое созреззвание Норма Задержка Иммунный статус ПониженВысокий Нарушен Заболеваемость ПовышенаНизкая Высокая Степень адаптации ПониженаВысокая Дезадаптация Работоспособность ПониженаВысокая Специфичная Физические качества Пониженные Норма Избирательные
Норма среднесуточной двигательной активности Гигиенической нормой СДА принято считать такой объем движений и их интенсивность, которые оказывают благоприятное влияние на процессы роста, развития и состояние детей
Гигиеническая норма ДА Возраст, лет Локомоции, тыс. шагов Двигательный компонент, час Энергозатраты, ккал/сутки 6-10 (оба пола) (оба пола) ,5-4, (мальчики) (девушки) ,
Основные формы физического воспитания школьников Урок физической культуры Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня Спортивный час в ГПД Внеклассная работа, включающая проведение занятий в кружках и секциях, группах ОПФ, спортивные соревнования, туристические походы и слеты, Дни здоровья и спортивные праздники
Урок физической культуры Программное обеспечение физического воспитания Обеспечивает достаточный уровень ДА Повышает Уровень физического развития и здоровья
Физкультурно- оздоровительная и внеклассная работа Н. Т. Лебедева (1996, 1998) выявила у детей ежечасную потребность в движении Она должна удовлетворяться так же, как потребность в пище Если не дать ребенку достаточно двигаться в первой половине дня, то он реализует дефицит движений позднее, но это может привести к повышенному травматизму
Примерный объем ежедневной ДА (по Н. Т. Лебедевой, ) Возраст, лет Время занятий на воз-духе, час Гимнастика до занятий, мин Физкультмин утки, мин Подвиж-ные пере-мены, мин ДА во второй половине дня, час 6-73, , ,5 102, ,
Внеклассная физкультурно- оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе Группы корригирующей гимнастики Спортивные кружки и секции, группы ОФП Спортивные соревнования Туристические походы и слеты Дни здоровья Спортивные праздники
- Антропометрические данные ( рост, вес) -исследоззвание медицинских карт (уровень заболевания) Выявление уровня здоровья 6-7 классов
класс Кол-во учащихся Группы здоровья заболевания ОДАОрганов зрения Нарушени я обмена веществ Органы пищеварения СССДС 6 а 192 осн.-63% 3 осн.-10% подгот.- 27% 52%26%5%0% 6 б 162 осн.-75% 3 осн.-18% подгот.- 7% 62%25%0%6% 0% 7 а 191 осн.-5% 2 осн.-78% 3 осн.-12% подгот.- 5% 68%18%0% 10% 7 б 161 осн.-6% 2 осн.-63% 3 осн.-13% подгот.- 18% 63%19%6%0%6%0%
Выявление уровня двигательной подготовленности 6-7 классах Тестироззвание по выявлению уровня развития двигательных качеств Анкетироззвание ( суточная двигательная активность)
Уровень подготовленности 6-х классов тесты г г девочки мальчики девочки мальчики сентябрьрьь май сентябрьрьь майсентябрьрьь майсентябрьрьь май Челночн ый бег Шестим минутый бег 1160 м Пресс за 1 мин Подтяги ззвание На гибкостьь Прыжки с места
Уровень подготовленности 7-х классов тесты г г девочки мальчики девочки мальчики сентябрьрьь май сентябрь рь майсентябрь рь майсентябрь рь май Челночн ый бег Шестим минуты й бег 1175 м 121 о Пресс за 1 мин Подтяги ззвание На гибкость ь Прыжки с места
Система мероприятий по увеличению ДА школьников Создание необходимых условий (оборудоззвание и оснащение спортивной базы, кадровое обеспечение) Возрождение малых форм физического воспитания в режиме дня Привлечение школьников к дополнительным занятиям в спортивных секциях и группах Ведение занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья: группы корригирующей гимнастики и СМГ Проведение спортивно-массовой работы в школе
Дополнительные занятия школьников физической культурой и спортом