ОТ ФГТ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
А.Асмолов, "в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем развития.
Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДО - расширение возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка - обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка -приобщение детей через соответствующие индивидуально- возрастным особенностям вида деятельности к социо- культурным нормам, традициям семьи, общества, государства и т.д. - развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчества - реализации вариативности образовательных программ - соблюдение прав ребенка, родителей и др. участников образовательного процесса
Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
ФГТ И ФГОС: ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Общие положения: «поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса; осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы»
ФГТ И ФГОС: ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Принципы: «полноценного проживания ребёнком всех этапов детства индивидуализации дошкольного образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; партнерства с семьей; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёта этнокультурной ситуации развития детей».
ФГТ И ФГОС: ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Цели: «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования».
ФГТ И ФГОС: ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Организация образовательного процесса включает: « непосредственно образовательную деятельность (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.); взаимодействие с семьями детей по реализации ООПДО».
ФГТ И ФГОС: ЛИНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
ФГОС: НОВ ОЕ! 1)Учитывает все периоды детства от 2 мес. до 7 лет 2)«Преследует» цель - повышение социального статуса дошкольного образования. 3)Является основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям ФГОС к условиям реализации и структуре Программы;
ФГОС: НОВ ОЕ! 4) результаты освоения ООПДО понимаются только как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. «Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации».
ФГОС: НОВ ОЕ! 5) ООПДО реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. 6) Ключевое место занимают требования к условиям реализации ООПДО. 7) Образовательные области представляют собой направления развития ребенка: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие.
ФГОС: НОВ ОЕ! 8) Образовательная среда для ребёнка дошкольного возраста включает следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
ФГОС: НОВ ОЕ! 11) Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку; планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы. 12) Содержательный раздел Программы должен включать: содержание образовательной работы; описание форм, способов, средств реализации программы; содержание работы по коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ООПДО.
ФГОС: НОВ ОЕ! 9) Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма; в части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. 10)Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
ФГОС: НОВ ОЕ! 13) Дополнительным разделом ООПДО является текст её краткой презентации. 14) «Рекомендуется вне зависимости от возраста воспитанников в Организации обеспечивать соотношение иных педагогических работников, реализующих Программу, в количестве не менее одного работника на каждые 50 воспитанников». 15) «Каждая группа должна непрерывно сопровождаться одним или более младшим воспитателем и (или) помощником воспитателя». 16) «Рекомендуется в общеобразовательных группах обеспечивать соотношение соответствующих педагогических работников, реализующих Программу, в количестве не менее одного работника на трех воспитанников с ОВЗ».
ФГОС: НОВ ОЕ! 17) Реализация программы индивидуальным предпринимателем при числе детей в группе не более пяти может осуществляться одним педагогическим работником в группе в течение всего времени пребывания воспитанников (в том числе за счёт привлечения индивидуальным предпринимателем педагогических работников). При числе детей в группе более пяти реализация программы индивидуальным предпринимателем осуществляется в соответствии с требования настоящего Стандарта к Организациям.
ФГОС: НОВ ОЕ! 18) Финансовое обеспечение включает: « расходы на оплату труда работников, реализующих Программу; расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видео материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов), приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; иные расходы, связанных с реализацией Программы».
НЕДОСТАТКИ ФГОС 1) Декларативность ряда положений Пример: «Деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей»
НЕДОСТАТКИ ФГОС 2) Терминологический «хаос» Пример: -виды деятельности детей: «игровая, исследовательская, проектная, познавательная и т.д.» «изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная и др.» «игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность» «игровая, двигательная, познавательная и исследовательская активность» «игра, общение, конструирование» «совместная деятельность взрослых и детей» и «совместно распределенная деятельность»
НЕДОСТАТКИ ФГОС « ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ» Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Амплификация развития максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Организации, осуществляющие образовательную деятельность - организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.
НЕДОСТАТКИ ФГОС 3) Спорность трактовки ряда положений ФЗ Пример: Раздел «Содержание коррекционной работы» «…оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и детей- инвалидов и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития» 4) «Психологический язык» ФГОС (культурные практики, способности, культурные средства деятельности, культурные способы деятельности, совместно распределенная деятельность)
НЕДОСТАТКИ ФГОС 5) «Вперед в прошлое»! Пример: Педагогическая диагностика. 6) Перегруженность требований к ООПДО в части различных описаний. Пример: «Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов». «Организационный раздел должен содержать описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения».