Астенический синдром
Клинический аспект Проявление инфекционных или эндокринных заболеваний Стресс Психические или физические нагрузки Повреждение или дисфункция головного мозга
Характеристика астенического синдрома Снижение физической активности с повышенной потребностью в отдыхе и отсутствие полного восстановления после отдыха Раздражительная слабость Лабильность настроения Когнитивные расстройства Нарушения режима «сон – бодрствование»
Клинические формы астении (Дюкова Г.М.) Соматогенная астения (вторичное симптоматическое расстройство) Психогенная астения Реактивная астения (воздействие факторов, вызывающих дезадаптацию)
Соматогенная астения Является одним из проявлений заболеваний: Инфекционные, соматические, эндокринные, метаболические расстройства Онкологические и неврологические заболевания Ятрогенные воздействия Профессиональные вредности Эндогенные психические заболевания
Психогенная астения Самостоятельная клиническая единица Генез не связан напрямую с конкретными органическими или токсическими факторами
Реактивная астения Перенесенные инфекции, соматические заболевания Значительные умственные или физические нагрузки в условиях стресса
Виды реактивной астении (Е.С. Акарачкова) Острая (стрессы, нагрузки) Хроническая (инфекции, заболевания) Психическая (в рамках депрессии и тревоги)
Лечебно-оздоровительные мероприятия Повышение устойчивости организма к систематическим нагрузкам Компенсация болезненных процессов Медикаментозное лечение Лечение очагов хронической инфекции
Охранительный режим в учебной работе Чередование нагрузки и своевременных и достаточных пауз для отдыха Адекватный двигательный режим Достаточный сон Правильное распределение нагрузки При необходимости – дополнительный выходной день При ухудшении – перевод на домашнее обучение Реальное соответствие сложности и объема учебного материала возможностям ребенка
Психокоррекционная помощь Развитие познавательных интересов Формирование учебной мотивации и умения ставить и достигать учебную цель Развитие общеинтеллектуальной деятельности и умения общаться со сверстниками Адаптация к условиям школы
Психологический портрет Катя Б: В семилетнем возрасте внешность пятилетнего ребенка Жалобы родителей на проблемы со здоровьем Сильная привязанность к семье Высокая отвлекаемость на занятиях Плаксивость Большие временные затраты на домашнее задание, жалобы на головную боль
Со временем ухудшение состояния здоровья Физическая ослабленность Фон настроения значительно снижен, замкнута Хорошо понимает смысл предложенных заданий, устанавливает логические связи, закономерности, обладает достаточным кругозором Учебные знания и навыки усвоены в недостаточной мере Высокая утомляемость