В гостях у Лексики. Знакомьтесь – омоними! Выполнила учитель русского языка и литературы Самохина Марина Викторовна. МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Михайловка Калининского района Саратовской области» Методический сундучок
Характеристика незнакомца Что в имени его… Особые приметы. Друзья-товарищи. Заметки о незнакомце. Надо знать в лицо.
Что в имени его… Омо, ними. (греч.) о, мос – одинаковый о, нема - имя
Особые приметы. Омоними – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ. Да не этот ей нужен, как видно. Я. Козловский
Омоними бывают Полные Слова одной и той же части речи. Совпадают по звучанию и написанию во всех грамматических формах. Лук.
и Частичные Слова разных частей речи. Совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Выделяют: омоформы - совпадение только отдельной формы слов: мой (мест.) – мой (глаг.) омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию: в густом лесу – рыжую лису. омографы – пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за, мок – замок, к.
Друзья-товарищи. Не путайте многозначные слова и омоними! Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений, все их значения связаны между собой.
Омоними –разные слова, в значениях которых нет ничего общего.
Заметки о незнакомце. В толковых словарях омоними разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером. Например: Бор 1, - а, о бо, ре, в бору,, мн. боры,, м. Сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте. В бору водятся глухари. Бор 2, - а, м. Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. Зубной врач использует в работе бор.
Найдите все разновидности омонимов. 1. Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. (А. Шибаев.) 2. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: Где вы были? – У лисички! Что вы ели там? – Лисички! (А. Шибаев.) 3. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть? (Я. Козловский) Надо знать в лицо.
Какие лексические значения имеют данные слова? Составьте с ними словосочетания. больничный Лист берёзовый работе Мешать ложкой печь Затопить корабль
Докажите правильность написания. 1. Прим Ирять – прим Ерять. 2. Ст Орожил – ст Арожил. 3. Св Ила - св Ела. 4. Сп Еши – сп Иши мир примерка старость сторож свитьсвёл спешка спишет
Найдите слово, которое имеет омоними Говядину можно тушить с овощами. Рысь – осторожное и ловкое животное.
Впереди нас ждут новые знакомства с жителями страны Лексика. Но это уже другая история… До новых встреч! Вот и познакомились! Впереди нас ждут новые знакомства с жителями страны Лексика. Но это уже другая история… До новых встреч!
Использованные источники печатные: 1. Брякин В.В. Лингвистическая игра: теория и практика: Учебно методическое пособие.- Балашов: Весы, Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, – 96 с. 3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 36-е изд. – М.: Просвещение, Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка классы / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева.- М.: Эксмо, Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Планета», с. 6. Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка: пособие для учащ. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – Мн.: Современный литератор, с. электронные: