Образ матери и ребенка в творчестве М. Цветаевой Работу выполнила ученица 11 класса МОУ лицея 12 Саидмурадова Олеся 2010
Причины выбора данной темы : Во-первых, эта тема, как никакая другая, тесно переплетена с биографией Цветаевой, а значит, лирическая героиня в этих стихах наиболее близка самой поэтессе. Во-вторых, тема дома, детства, матери чаще всего встречается нам еще с самых ранних моментов творчества Цветаевой (стихи о маме, родном доме, о себе, ребёнке - первое, что она написала). Рождение дочери Али дало новый "толчок" этой теме. Лирическая героиня, повзрослевшая, ставшая матерью, сохраняет всё то же детски восторженное восприятие мира: дитя в её представлении - "чудо", "Божий дар". Чувство тревоги и ответственности за детскую жизнь с 1912 г. (год рождения Али) навсегда входит в лирику Цветаевой чуть позже появляется новый мотив: дочери- сестры, дочери-подруги, единого целого с матерью. Удивительно, но Цветаева никогда в разговоре с дочерью не «опускалась» до ее возраста, до возможностей ее восприятия. Она всегда вела с ней беседу на равных и, когда та была совсем еще маленькой, даже обижалась, если Аля не все понимала.
Причины выбора данной темы : В-третьих, рождение каждого из детей становилось для Цветаевой не только важным событием в жизни, но и новой вехой в творчестве: новый ребёнок новый мотив в лирике. В-четвёртых, Цветаева продолжает тему детства в прозе тридцатых годов. Таким образом, эта тема прошла через всё её творчество. Изучить этот аспект лирики Цветаевой значит, во многом понять её как человека и как поэта.
Мать… Как много смысла в одном лишь слове! Тема матери и ребенка в творчестве Цветаевой изменяется со временем: появляются темы, вплетаются новые мотивы, меняется лирическая героиня. Но есть то, что остается неизменным, является некой "постоянной" - конечно, это любовь матери к своему ребёнку. В центре внимания лирической героини каждого стихотворения – ребенок как личность, ребенок как целый мир. Многократно разными художественными способами подчеркивается уважение лирической героини – матери к мыслям, чувствам собственного ребенка, даже совсем маленького.
Мать - сама лирическая стихия Выбрав для анализа стихотворения, написанные на разных этапах жизни и творчества поэтессы, я попыталась увидеть изменения в звучании тематики; мироощущении и взглядах лирической героини; проследить появление и изменение образов матери и ребёнка и связанного с ним образного ряда. Выявить то главное, что легло в основу собственных методов воспитания Марины Цветаевой, её личных принципов и "заповедей"; её удивительной "материнской педагогики". Я сделала для себя много открытий в том числе, что образ матери, созданный поэтессой не наделен конкретными чертами и Цветаева делает это намеренно, её цель - в другом: передать неповторимость особой материнской ауры, благодаря чему мы, читатели, получаем уникальную возможность, окунуться в ту самую "лирическую стихию", о которой пишет Марина Цветаева.
О, детки в траве, почему не мои? Кроме того, внимательно рассмотрев два стихотворения Марины Цветаевой («Имя ребенка – Лев» и «Ты будешь невинной, тонкой…»), которые она посвятила своей дочери (Але) и сыну А. Ахматовой, я пришла к выводу, что сходства между ними больше, чем кажется на первый взгляд. Главным же сходством, конечно, является идея «особого пути», предначертанного ребёнку поэта. В этих Марина Цветаева предчувствовала нелёгкую судьбу детей двух великих русских поэтесс, и, зная, насколько она окупалась на самом деле, мы можем назвать их пророческими. Нужно так же отметить, что вся лирика поэтессы о дочери (Але), наполнена глубочайшей, искренней любовью, гордостью за любимую девочку и нежным любованием ею, "синеокой цыганкой".
Ты будешь невинной, тонкой Прелестной - и всем нужной! В стихотворении, которое поэтесса посвятила уже другой дочери, Ирине, появляется мотив вины. В исследованиях разных авторов (М. Белкиной, В. Швейцер, А. Саакянц) подчёркивается, что отношение Марины к двум дочерям было неодинаковым. Очаровательный облик талантливой, яркой Али ("подруги матери") как бы заслоняет крохотное, беспомощное существо - Ирину. Вот почему именно мотив вины в этом единственном стихотворении имеет двойную силу: "не уберегла" - и именно потому, что выбрала между детьми, то есть совершила материнский грех.
Девочка! Царица бала... А главное, трое детей лирической героини - это три разных образа, три разных позиции матери: ребёнок-товарищ, собеседник, друг (Аля), ребёнок - хрупкий, незащищенный цветок (Ирина), ребёнок - "младший", "дитя" (Мур).