ФИЛОСОФИЯ НАУКИ План: 1. Философия и методология. 2. Структура современной науки. 3. Концептуальная трансдукция В. А. Канке. 4.Принципы, законы, истина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Advertisements

ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Методы, применяемые в естествознании
Поскольку общий принцип обоснования индукции так и не был найден, на смену индуктивной модели к 1930-м гг. пришла гипотетико-дедуктивная модель. Эта модель.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания».
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Транксрипт:

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ План: 1. Философия и методология. 2. Структура современной науки. 3. Концептуальная трансдукция В. А. Канке. 4.Принципы, законы, истина. 5.Модели. 6.Эксперимент. Индуктивный путь от данных эксперимента к закону. 7. Абдукция и гипотеза. 8. Научное открытие и его природа. Литература и ресурсы: Канке В. А. Методология научного познания. М., 2014.

КОГДА МЕТОДОЛОГИИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО… Наука = философия: «Растущее зеркало»… разбилось АРИСТОТЕЛЬ до н.э. 1) науки теоретические: физика, математика и «первая философия» (метафизика). 2) науки практические: этика и политика. 3) науки поэтические: эстетика, риторика

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ НАУЧНЫЙ МОДУЛЬ Число модулей ПРИМЕРЫ Типы наук 3Формальные, описательные и аксиологические. Отрасли наук~ 23Математика, физика, социология. Науки~ 400-Алгебра, геометрия, теория множеств… -Физика газов, жидкостей, твердых тел… -Общая социология, социология групп, социология управления… Теории (в составе наук) ~ 4000-Классическая физика, квантовая механика, квантовая теория поля… -Классическая экономика, неоклассическая экономика, кейнсианская теория…

ТИПЫ И ОТРАСЛИ НАУК ОТРАСЛЬ НАУКХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ формальные науки Логика Анализ формализованных языков. Главная роль принадлежит концепту ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. Математика Математические объекты относятся к области ментальности и языка. Главная роль принадлежит концепту МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

ОТРАСЛИ НАУК Описательные (дескриптивные) науки Физика Законы физических взаимодействий не зависят от людей. Важное значение имеет концепт ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Химия Законы химических реакций не зависят от людей. Поэтому они описываются, а не оцениваются посредством ценностей. Концепт тот же – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Геология Комплекс наук о земле. Здесь тоже «нет человека». Важное значение имеет концепт ХИМИКО-ПЛОТНОСТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ВЕЩЕСТВА. Биология Комплекс наук, изучающих феномен жизни. Важное место занимает концепт ФУНКЦИИ (организмов).

ОТРАСЛИ НАУК аксиологические (прагматические ) науки Технические науки Изучают специфические процессы целеполагающей деятельности людей, руководствующихся особыми ценностями: скорость, кпд и т.д. Сельскохозяйственные науки Сохраняя связь с биологией, оперируют ценностями людей: урожайность, продуктивность и т.п. Медицина Сохраняя связь с биологией, руководствуется ценностями здоровья. Антропология Сравнительное изучение человеческих сообществ в их отличии от природных комплексов. Демография Наука о народонаселении и его изменении.

ОТРАСЛИ НАУК аксиологические (прагматические ) науки Психология Изучает ценностное содержание ментальности человека. Лингвистика Изучает ценностное содержание языка человека. Экономика Изучает экономические отношения людей. Политология Изучает феномен властных отношений людей. Юриспруденция Изучает пути наилучшего устройства общественных отношений. Социология Изучает социальные системы отношений. История Изучает отношения людей в прошлом. Педагогика Изучает отношения людей по поводу образования и воспитания. Искусствоведческие науки Изучают проблемы художественного творчества человека.

ОТРАСЛИ НАУК метанаука Философия Изучает устройство наук. Руководствуется мета ценностями, в том числе теми, которые фигурируют в курсах научной методологии. Установите верную последовательность записи: формальные – дескрипции – конструкты – ценности – аксиологические – описательные …

В. П. ПОРШНЕВ О ЗНАЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ… Пожалуй, она позволяет пессимизма избежать и в то же время излишнего оптимизма, т.е. найти золотую середину. Не хочется заниматься карьерой, какими-то материальными делами, а в то же время, поскольку мне знакомы многие философские системы, зная, что нельзя найти готовую истину ни в одной из них, может быть даже какое-то легкое чувство иронии по отношению к действительности появляется. Именно здоровой иронии, которая не позволяет излишне увлекаться и становиться фанатиком какой-то идеи.... Ну и потом, повторяю, нужно иметь какую-то картину целостную, без философии это невозможно, иначе все науки раздробятся, утекут друг от друга ручейками, и мы опять за деревьями не будем видеть леса.

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ На вопрос, что такое наука отвечает философия. А на вопрос какими способами следует наращивать научное знание отвечает методология. МЕТОДОЛОГИЯ Meta - к Hodos - путь Logos – учение Путь к учению. Методология выражает управленческий аспект науки. У нее ищем ответа на вопрос: «Что нужно делать?»

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕТОДОЛОГИИ объект: наука ОО предмет: СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СИСТЕМА КОНЦЕПТОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТРАНСДУКЦИЯ В. А. КАНКЕ Методология – система концептуальной трансдукции (КТ), а научные методы – ее циклы. Трансдукция (transitus – лат.: переход; + ductus – лат.: ведение). Концепция КТ: 1) позволяет показать единство всех научных методов; 2) акцентирует концептуальную сущность науки.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ИЛИ УСТРОЙСТВО НАУКИ Принципы … Дедуктивные законы …Факты … Экспериментальные законы и принципы 2 … Уточненные принципы ДЕДУКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ИНДУКЦИЯ АБДУКЦИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ Теория – некая целостная совокупность предложений или суждений. Она научна: *если проверяема, *если ее положения могут быть опровергнуты. Принцип – исходное звено теории, которое наделяет содержащимся в нем смыслом все остальные компоненты теории. Principium – лат.: начало, основание, исходная причина, основное положение. Принципы: 1) независимы, если они не могут быть выведены; 2) не должны противоречить друг другу; 3) объяснять любое положение данной теории = теория аксиоматизируема.

ЧТО ТАКОЕ ЗАКОНЫ? Рудольф Карнап ( ): «законы это некоторые регулярности, наблюдаемые во все времена и во всех местах без исключения». Общая форма научного закона: «Для всякого объекта из данной предметной области верно, что если он обладает свойством А, то он с необходимостью имеет также свойство В». Виды законов: дедуктивные и эмпирические, первые стоят выше вторых и на них опираются.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОВ 3 особенности законов: 1) выражают смысл принципов, 2)фиксируют связи не всех признаков, а некоторых из них, 3) относятся ко всей совокупности признаков, которые указываются в их формулировках. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ Принципы законам. А каково их соотношение? Покажите это соотношение, используя термин «контекст».

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ Корреспондентная концепция истины (Аристотель, Б. Рассел, Л. Витгенштейн) Суждение или предложение истинно, если и только если оно соответствует фактам. Неясна природа фактов. Неясна природа отношения соответствия. Когерентная концепция истины (Р. Карнап, О. Нейрат, Н. Решёр) Суждение или предложение истинно, если и только если оно является частью когерентной системы суждений и предложений. Не обсуждается природа фактов. Остаются неясности относительно понимания теоретического целого. Не всякая концептуальная система истинна. Истинна она лишь тогда, когда содержит факты.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ Прагматическая (Ч. С. Пирс, У Джеймс, Дж. Дьюи) Истина – итог исследования проблемной практической ситуации, приносящей пользу. Она выступает как обоснованное суждение. На первый план неожиданно выдвигается практика. Не очевидно, что истину следует сопоставить непременно с концептом пользы. «истинно то что полезно?»

ВЕРИФИКАЦИЯ И ФИЛЬСИФИКАЦИЯ Верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены… Карл Поппер Фальсификация: опровержение теории путём постановки того или иного эксперимента…

МОДЕЛИ Принципы … Дедуктивные законы …Факты _________________________________________________________ Дедуктивные законы модели… ЭКСПЕРИМЕНТ Модель – конструкция изоморфная (равная, одинаковая, подобная) оригиналу. Оригинал и модель изоморфны друг другу, если между некоторыми или всеми их элементами и отношениями существуют соответствия. Два подхода к моделированию: объектный (замещает оригинал) и концептуальный (представляет оригинал) _____ Аппроксимация – замена одних объектов другими подобными. ДЕДУКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ АППРОКСИМАЦИЯ*

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД (греч. рeira – испытание, проба) Эксперимент – испытание моделей, представляющих изучаемые явления в контролируемых и управляемых условиях. Три условия успеха эксперимента: Наблюдение: результаты эксперимента должны так или иначе проявиться. Относительность к средствам наблюдения: результаты эксперимента должны быть зафиксированы в определенных измерительных, оценочных понятиях и шкалах. Операционализм: научный результат доложен быть измеряем.

НАСТУПАЕТ ОЧЕРЕДЬ ИНДУКЦИИ… Принципы … Дедуктивные законы …Факты … Экспериментальные законы и принципы ДЕДУКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ИНДУКЦИЯ

ПРОБЛЕМА ИНДУКЦИИ (induction – выведение) Полная индукция: «все студенты данной группы занимаются спортом, следовательно, все студенты данной группы – спортсмены». Неполная индукция: «некоторые студенты группы занимаются спортом, вероятно, все студенты этой группы – спортсмены». К. Поппер (критический рационализм): индукция – не научный метод. Из эмпирических свидетельств нельзя вывести правильную теорию. ИЛИ: изобретение законов дедукция фальсификация посредством фактов. Х. Рейхенбах и Р. Карнап (неопозитивизм): теории являются результатом обработки эмпирических данных, индукция – важнейший научный метод. ИЛИ: индуктивный вывод законов дедукция

ПРОБЛЕМА ИНДУКЦИИ У В.А.КАНКЕ Трансдуктивисты (Канке): 1)переход от принципов к дедуктивным законам 2)аппроксимации (модели) 3)экспериментирование - индукция 4) обобщение эмпирических законов до уровня дедуктивных законов и принципов (т.е. изобретение новой теории).

НАСТУПАЕТ ОЧЕРЕДЬ АБДУКЦИИ… Принципы … Дедуктивные законы …Факты … Экспериментальные законы и принципы … Уточненные принципы. *Дедукция объясняет факты посредством гипотезы. *Индукция подтверждает или опровергает гипотезу фактами. *Абдукция позволяет выдвинуть гипотезу. ДЕДУКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ИНДУКЦИЯ АБДУКЦИЯ

АБДУКЦИЯ В СРАВНЕНИИ С ДЕДУКЦИЕЙ И ИНДУКЦИЕЙ Дедукция: есть универсальный закон А и факты a, b, c, этот закон подтверждающие. Надо интерпретировать факт d, как подтверждающий закон А. Индукция: есть факты a, b, c, d – надо вывести закон А. Абдукция: есть факты a, b, c, d – надо определить, под какой закон они подпадают и как им регулируются.

АБДУКЦИЯ & ГИПОТЕЗА 1. Наблюдается некоторое примечательное явление Р. 2. Р было бы объяснено, если гипотеза H была истинной. 3. Следовательно, имеется основание думать, что гипотеза H истинна. На первый взгляд кажется, что абдуктивное рассуждение мало чем отличается от гипотетико-дедуктивного заключения, поскольку предполагает гипотезу истинной. Однако ход рассуждения в нем прямо противоположен гипотетико-дедуктивному умозаключению, которое начинается с заранее установленной гипотезы и вывода из нее следствий, в то время как в абдукции рассуждение начинается с анализа и оценки, точно установленных фактов, которые обусловливают выбор гипотезы для их объяснения. Именно так поступают ученые в своих конкретных исследованиях, поскольку в самом начале имеют дело именно с фактами и только потом ищут им объяснения.

ФИЛОСОФЫ-АНАЛИТИКИ О ПРИРОДЕ НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ 1. Открытие – результат последовательной дедукции (Гегель). 2. Открытие – результат абдуктивного вывода (Ч. Пирс). 3. Открытие – результат последовательного проведения операции индукции (Дж. Локк и Р. Карнап). 4. Открытие – догадка, которую невозможно представить в логической форме (К. Поппер, А. Эйнштейн). 5. Открытие – результат образования абстракций и идеализаций (Дж. Локк). Проверим наши знания?

D C C Автор? BА Абдукция – Аппроксимация – Базовый принцип – Гипотеза – Дедуктивные законы – Дедукция – Индукция – Модель – Уточненные принципы – Факты – Эксперимент – Экспериментальные законы и принципы НАУКА Автор? Заполни … 1)цель любого действия – … 2)абдукция - … - дедукция. 3)Принцип прагматизма: … фиксируется проблемная ситуация; подбираются отражающие ситуацию факты, проблема формулируется; выдвигается гипотеза решения; критическая оценка и эмпирическая проверка гипотезы; данный опыт завершается = приобретены знания, нужные для практики.