Методика преподавания « Основ православной культуры ». Заболотнова Татьяна Ивановна
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 1. Православная культура в системе общеобразовательной школы.
Деятельность РПЦ в 20 веке Деятельность РПЦ в 20 веке Максимум возможностей (1900–1917 гг.) Период ограничений (1917 – 1988 гг.) Период активности (1988 – 2000 гг.)
История развития практики знакомства с культурой Православия 1988 г. Новый взгляд на роль РПЦ в истории и культуре России 1992 г. Первые педагогические чтения 2002 г. Примерное содержание образования по предмету ПК 2003 г. Первый УМК 2007 г. Разработана концепция новой образовательной области - духовно - нравственная культура.
Содержательные линии Примерного содержания образования по предмету « Православная культура » »» 1) Православная христианская картина мира 2) История православной религии и культуры 3) Православная культура и религии мира 4) Письменная культура Православия ( православная словесность ) 5) Православный образ жизни 6) Нравственная культура Православия 7) Художественная культура Православия 8) Православие – традиционная религия русского народа 9) Региональный ( национально - региональный ) компонент образования ( дополнение к пунктам 4, 5, 7, 8 – учитывает региональные особенности ).
Следствия возникновения христианства : - возникновение христианской картины мира, - возникновение Церкви – общности верующих в Иисуса Христа и живущих по его заповедям, - возникновение христианской культуры.
Раскрыть темы : (1) Православная христианская картина мира отражает цели создания мироздания и человека, его предназначение в мире. (6) Нравственная культура православия возвышает человека до идеала жертвенной любви. (5) Православный образ жизни предлагает путь совершенства человека, цель которого – святость.
Главный принцип программы и каждого урока : Главный принцип программы и каждого урока : Христоцентричность - человечество к приходу Иисуса Христа имело развитую культуру. Христос преобразил все чем жил и живет человек. Концентричность Универсальность – знакомство с иными религиями, религиозно - философскими системами, наиболее значимыми достижениями религии, культуры, науки и образования с точки зрения Православной церкви. Ориентация на усвоение не объема знаний, а на духовно - нравственное воспитание. Учет возрастных особенностей детей. Учет состояния сознания современного школьника. Учитывать степень вовлеченности в современную культуру. Учет содержания школьных программ, существующих в настоящее время.
Разнообразие в подходах, три образовательные стратегии 1. Законоучительный подход 2. Культуролологический подход 3. Личностно - ориентированный подход
Законоучительный подход Противопоставление веры и знания - не сбалансированная дидактическая система
Культурологический подход 1. Поворот к отечественным ценностям и достижениям отечественной культуры 2. Традиционная религиозная культура как существенная часть культуры российского общества в прошлом и в современности 3. Человек рассматривается как высшая духовная ценность
Д.С.Лихачев Д.С.Лихачев Между тем культура это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.
Личностный подход Концепция новой образовательной области в учебном плане общеобразовательной школы - « Духовно - нравственная культура ». Освоение богословских знаний тесно связано со сферой нравственно - мотивационной, определяющей характер культурной и социальной активности человека
ПРАКТИКА
. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тип образования По действ ию Метод Главная ценность Религио- ведческое Инфор- мация Информа- ционный Факт Культуро- логическое Развит ие Развиваю- щий Дар-развить то, что во мне заложено
РАЗЛИЧИЯ В ПРЕПОДОВАНИИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО ОТ ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА ( По диакону Андрею Кураеву ) Задача педагога : объяснение смысла православного вероучения на языке современной культуры ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА ЗАКОН БОЖИЙПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА 1. Реальность, о которой говорит педагог ( объект обращения ) БОГЛюди верующие и созданные ими тексты 2. Главное действие педагога Доказать – побудить к согласию Объяснить, сделать понятным логику и видение проблемы с православной точки зрения 3. Авторитет Исключительно религиозный Исследовательский, свидетельство о вере людей, живущих по Библии
КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. согласно теории личностно-ориентированного образования культурологического типа академика Е.В.Бондаревской Компонент Содержание 1. Аксиологический Мир православных ценностей 2. Когнитивный Современные понятия о человеке, культуре, истории, психологии и др. 3. Деятельностно – творческий Самореализация личности через активную деятельность.4. Личностный Познание себя, формирование личностной позиции
Иван Ильин о культуре Иван Ильин о культуре « Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму. Христианская культура – совершенствование в духе самого себя, и ближнего, и вещей. Драгоценные достояния христианской культуры, рожденные духом: Евангелие как живой поток любви, духовные облики людей, законы, установления и способы совместной жизни, материальные облики вещей».
2007 год-диплом конкурса «За нравственный подвиг учителя»
2009 год-диплом конкурса «За нравственный подвиг учителя»
1. Приоритетные функции курса «Уроки добра» Образовательное действие: Знакомство с христианскими представлениями о человеке и мире, нравственными христианскими ценностями. Развивающее действие: Осознание значимости норм нравственного поведения человека в мире. Воспитывающее: Формирование нравственных и эстетических чувств. Культурологическое: Развитие представлений ребенка о культуре 1. Приоритетные функции курса «Уроки добра» Образовательное действие: Знакомство с христианскими представлениями о человеке и мире, нравственными христианскими ценностями. Развивающее действие: Осознание значимости норм нравственного поведения человека в мире. Воспитывающее: Формирование нравственных и эстетических чувств. Культурологическое: Развитие представлений ребенка о культуре
1. ДОБРО И ЗЛО В МИРЕ 2. О ТЕХ КТО ЖИВЕТ В ДОБРЕ 3. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ЛЮБВИ Содержание по годам обучения
Методическое обеспечение
Создание культурологического воспитательного пространства Конкурс «Ручейки добра – нравственная и культурная красота православия»