Одной из наиболее острых проблем современного человека является проблема лишнего веса. Не обошла она и отдельных учеников нашего класса. Цель нашей работы : определить доступными методами энергозатраты учеников нашего класса, что поможет им следить за соответствием своего рациона питания количеству истраченной энергии. Для этого необходимо решить следующие задачи : 1. Изучить причины ожирения. 2. Особенноси обмена веществ у подростков. 3. Определить индекс массы тела у учеников класса. 4. Снять показания пульса при различной нагрузке на организм. 5. Рассчитать суточные энергозатраты каждого ученика
Ожирение - накопление жира в организме, приводящее к увеличению избыточной массы тела на 20% и более от средних нормальных величин ("идеальная" масса тела). В развитых странах Европы от 40 до 70% населения страдают от избыточного веса. В России - около 50%.
Несколько процессов играет важную роль в развитии ожирения : генетические факторы, повышенный аппетит и факторы режима питания, аномалии в затрате энергии и повышенное накопление поглощенных калорий.
Прибавление в весе происходит при условии, что потребление калорий превышает расход калорий, и еще одним важным фактором в развитии ожирения является уменьшение расхода энергии.
основной обмен - это величина энергии, необходимая для поддержания теплоты тела, для удерживания ионов N а + за пределами клеток, а К + - внутри клеток, для процесса дыхания и поддержания сердечной деятельности ; тепловой эффект пищи - это величина энергии, расходуемая во время пищеварения ; энергия жизнедеятельности - это величина энергии, расходуемая во время физической активности или упражнений.
1- ой степени ( увеличение массы по сравнению с " идеальной " более чем на 29%); 2- ой степени ( избыток массы тела составляет %); 3- ей степени ( избыток массы тела равен %); 4- ой степени ( избыток массы тела составляет 100% и более ).
Для грубой оценки нормального веса существует формула рост минус 100. Но наиболее удобный показатель – индекс массы тела ( ИМТ ). Он определяется как отношение веса ( в килограммах ) квадрату роста ( в метрах ). Нормой считается у женщин ИМТ от 19 до 24, а у мужчин от 20 до 25, у подростков немного ниже ( на 1 – 2 пункта ).
Фамилия, имя ВесРост Индекс массы Сергеева Юлия Телегуз Екатерина ,5 Свистунова Наталья Онохова Юлия ,3 Гончарова Елена ,8 Соколова Ольга Панфилова Марина Лунева Кристина ,7 Гурьев Алексей ,4 Кузьменко Дмитрий ,5 Липатов Денис ,5 Греян Гор ,9 Манцеров Максим ,1 Лисик Дарья ,8 Васильева Мария ,7
В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс созидания, образования сложных веществ. Одновременно с этим происходит распад, разрушение сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма.
Питательные вещества, поступающие в организм, служат не только пластическим, строительным материалом, но и источником энергии, так необходимой для жизни.
Для организма важно, чтобы в получаемой им ежедневно пище содержалось то количество энергии, которое он тратит в течение суток.
Определить количество освобождающейся в организме энергии можно методами прямой и непрямой калориметрии.
проще можно определить энергозатраты человека по формуле, приводимой Л. Я. Иващенко. При этом количество затраченной энергии в килокалориях в минуту определяется по частоте сердечных сокращений (по пульсу). Для этого необходимо ЧСС умножить на 0,2, от полученного результата отнять 11,3 и разделить на 2. Все цифры, приведенные в формуле, являются константами, полученными экспериментальным путем. О,2 Х ЧСС – 11,3 Q =
Пульс у нас меняется в течение дня вместе с нагрузкой ; он реже, когда мы спим, чаще, когда делаем уроки или едим, и значительно чаще при занятиях физкультурой и спортом.
Фамилия, имя после сна после завтрака по приходу в школу в конце урока после перемены после урока физкультуры после прогулки перед сном Сергеева Юлия Телегуз Екатерина Свистунова Наталья Онохова Юлия Гончарова Елена Соколова Ольга Панфилова Марина Лунева Кристина Гурьев Алексей Кузьменко Дмитрий Липатов Денис Греян Гор Манцеров Максим Лисик Дарья Васильева Мария
Затем мы взяли показатели пульса после сна – что соответствует основному обмену, в конце урока, т. е. в положении сидя ( небольшая нагрузка ), по приходе в школу ( увеличенная нагрузка ) и после урока физкультуры ( большая нагрузка ). Кроме того ребята указали время, которое они проводят во сне, сидя, в движении и занимаясь спортом.
Фамилия, имя во сне сидя При спокойном движении При значительной нагрузке Сергеева Юлия 540 мин.240 мин.540 мин.120 мин. Телегуз Екатерина 540 мин. 300 мин 60 мин. Свистунова Наталья 480 мин.660 мин.270 мин.30 мин. Онохова Юлия 600 мин. 180 мин.60 мин. Гончарова Елена 480 мин.540 мин.360 мин.60 мин. Соколова Ольга 480 мин. 360 мин.120 мин. Панфилова Марина 480 мин.660 мин.270 мин.30 мин. Лунева Кристина 480 мин.540 мин.360 мин.60 мин. Гурьев Алексей 540 мин.360 мин.480 мин.60 мин. Кузьменко Дмитрий 450 мин.540 мин.270 мин.180 мин. Липатов Денис 540 мин.600 мин.270 мин.30 мин. Манцеров Максим 540 мин.480 мин.360 мин.60 мин. Лисик Дарья 540 мин.600 мин.240 мин.60 мин. Васильева Мария 600 мин.360 мин. 120 мин. Греян Гор 540 мин.360 мин.420 мин.120 мин.
Рассчитав по приведенной выше формуле энергетические траты за одну минуту для каждого из четырех положений, умножили его на количество минут и результаты сложили. Так мы узнали, сколько энергии истрачено каждым учеником за сутки. Результаты свели в таблицу.
Фамилия, имя Во сне сидя При спокойном движении При значительной нагрузке Общее количество Сергеева Юлия Телегуз Екатерина Свистунова Наталья ,5190,52707 Онохова Юлия Гончарова Елена Соколова Ольга Панфилова Марина ,5220,52970 Лунева Кристина Гурьев Алексей Кузьменко Дмитрий 427, , Липатов Денис ,5220,52739 Манцеров Максим Лисик Дарья Васильева Мария Греян Гор
Используя полученные результаты, каждый ученик может следить за соответствием своего рациона питания энергозатратам. В первую очередь это поможет тем, у кого индекс массы тела выше нормы, то есть соответствует ожирению первой и второй степени.