Новосултангуловская Библиотека Семейного Чтения представляет презентацию:
«Не стану мелочиться. А я стремлюсь туда, где место, время - вечны. В вечность!» Г.Тукай
Каждый народ в ту или иную эпоху рождает своего Поэта. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души.
День рождения: года Место рождения: деревня Кушлауч, Россия Дата смерти: года Место смерти: Казань, Россия Гражданство: Россия
г г
Габдулла Тукай родился в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».
Сначала мальчика приютил дед по матери, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре, взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и вернули сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать его крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.
В Кырлае, он начал жить и учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой, в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдская молодежь не бездействовала.
«Тукай эфенди в медресе считался самым образованным, бойким и сметливым шакирдом », - говорится в воспоминаниях знаменитого артиста Г. Кариева, близкого друга поэта. Несомненно, Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль- джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи.
Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула жизнь и в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль- джадид», «Уклар» («Стрелы») и др. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь». Стихотворение «Что рассказывают шакирды…» явилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу. Немало трудностей лежало на его пути. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.
Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань,чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х. Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури. Они еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.
Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что. 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер, прожив неполные двадцать семь лет.
2 апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он прожил короткую, но крайне яркую жизнь. Традиции, которые ему удалось заложить стали основополагающими, для дальнейшего, развития всей татарской литературы. источник peoples.ru ИскусствоЛитература…/national/gabdulla_tukay peoples.ru ИскусствоЛитература…/national/gabdulla_tukay
Эти книги, Вы можете найти в нашей библиотеке !
А эти книги,Вы можете прочитать в интернете:
Приходите в библиотеку! Мы ждем вас по адресу : с. Новосултангулово, ул.Центральная 78/10 Наш эл. адрес : novosult-bib.yandex.ru Или