Николай Клюев
Сергей Клычков, Пётр Орешин, Николай Клюев.
Отец урядник, сиделец в винной лавке. Мать была сказительницей и плачеёй. Учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков Клюева были староверы, хотя его родители и он сам не исповедовали старообрядчества. Участвовал в революционных событиях годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме. В автобиографических заметках Клюева « Гагарья судьбина » упоминается, что в молодости он много путешествовал по России. Конкретные рассказы не могут быть подтверждены источниками, и такие многочисленные автобиографические мифы часть его литературного образа.
Клюев рассказывает и как послушничал в монастырях на Соловках ; и как был « царём Давидом … белых голубей христов » ( одна из православных « сект »), но когда его хотели оскопить, сбежал ; и как в Ясной Поляне беседовал с Толстым ; и как встречался с Распутиным ; и как трижды сидел в тюрьме ; и как стал известным поэтом и « литературные собрания, вечера, художественные пирушки, палаты московской знати две зимы подряд мололи меня пёстрыми жерновами моды, любопытства и сытой скуки »
Впервые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. На рубеже х и х годов Клюев выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для « поэтов из народа » традицию, а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник « Сосен перезвон » вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о « провозвестнике народной культуры » высказывались Александр Блок ( оказал большое личное и творческое влияние на Клюева ), Валерий Брюсов и Николай Гумилёв.
Николая Клюева связывали сложные отношения ( временами дружеские, временами напряжённые ) с Сергеем Есениным, который считал его своим учителем. В годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути ( личные и поэтические ) несколько раз сходились и расходились.
Как указывает А. И. Михайлов, Александр Блок неоднократно упоминает Клюева в своих стихах, записных книжках и письмах и воспринимает его как символ загадочной народной веры. В одном из писем Блок даже заявил : « Христос среди нас », и С. М. Городецкий отнёс эти слова к Николаю Клюеву
Стихи Клюева рубежа х и х годов отражают « мужицкое » и « религиозное » приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину ( хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным, выступал перед императрицей ), сблизился с левоэсеровской литературной группировкой « Скифы ». После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения. С 1923 года Клюев жил в Ленинграде ( в начале 30- х переехал в Москву ). Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).
Вскоре Николай Клюев, как и многие новокрестьянские поэты, отдалился от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир ; в свою очередь, советская критика громила его как « идеолога кулачества ». После самоубийства Есенина он написал « Плач о Есенине » (1926), который был вскоре изъят. В 1928 году выходит последний сборник « Изба и поле ».
В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником Анатолием Кравченко, к которому обращены его любовные стихотворения и письма этого времени ( преобладание воспевания мужской красоты над женской в поэзии Клюева всех периодов подчёркнуто филологом А. И. Михайловым ).
Сам Клюев в письмах поэту Сергею Клычкову и В. Я. Шишкову называл главной причиной ссылки свою поэму « Погорельщина », в которой усмотрели памфлет на коллективизацию и негативное отношение к политике компартии и Советской власти. Аналогичные обвинения ( в « антисоветской агитации » и « составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений ») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями « Песня Гамаюна » и « Если демоны чумы, проказы и холеры …», входящими в неоконченный цикл « Разруха ».
Стихотворения из цикла « Разруха » хранятся в уголовном деле Н. Клюева как приложение к протоколу допроса. 2 февраля 1934 года Клюев был арестован по обвинению в « составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений » ( ст УК РСФСР ) и 5 марта после суда Особого совещания выслан в Нарымский край, в Колпашево. Осенью того же года по ходатайству артистки Н. А. Обуховой, С. А. Клычкова и Горького переведён в Томск. 5 июня 1937 года он был снова арестован и в конце октября расстрелян на Каштачной горе. Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году.
Братские песни. ( Песни голгофских христиан ) Братские песни. ( Книга вторая ) Лесные были. М.: Лесные были. ( Стихотворения. Кн. 3- я ) Сосен перезвон. / Предисл. В. Брюсова. М.: е изд Мирские думы Песнослов. Кн Медный кит. ( Стихи ) Неувядаемый цвет : Песенник. Вытегра : Избяные песни. Берлин : Скифы, Песнь солнценосца. Земля и железо. Берлин : Скифы, Львиный хлеб Мать Суббота. ( Поэма ) Четвертый Рим Ленин. Стихи Клюев Н. А., Медведев П. Н. Сергей Есенин. ( Стихи о нём и очерк его творчества ) ( включена поэма Клюева « Плач о Сергее Есенине »). Изба и поле. Избранные стихотворения