«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх Плутарх
Инновационные образовательные технологии в современном обучении
Изменились цели образования. Изменились цели образования. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей (общеучебные умения и навыки). Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей (общеучебные умения и навыки).
То сегодня целью обучения становится общекультурное, То сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся (владение универсальными учебными действиями). личностное и познавательное развитие учащихся (владение универсальными учебными действиями).
Понятие «педагогические технологии» технология обучения это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации ; технология обучения это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации ; это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Классификация педагогических технологий Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, программированного обучения, проблемного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, диалогические, коммуникативные, коммуникативные, игровые, игровые, творческие и др. творческие и др.
Традиционная педагогическая технология Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения. Отличительные признаки традиционной технологии: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, сохраняющий в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, сохраняющий в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; основная единица занятий урок; основная единица занятий урок; урок посвящен одному учебному предмету, теме, учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; урок посвящен одному учебному предмету, теме, учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель; работой учащихся на уроке руководит учитель; учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
Традиционная педагогическая технология Положительные стороны Отрицательные стороны Систематический характер обучения Шаблонное построение, однообразие Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания Организационная четкость Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь. Усредненный подход Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отсутствие индивидуального обучения
Игровые технологии Игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). В процессе игры: осваиваются правила поведения и роли; осваиваются правила поведения и роли; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся; накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями. накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Групповые педагогические технологии К групповым технологиям можно отнести: классно-урочную организацию; классно-урочную организацию; лекционно-семинарскую систему; лекционно-семинарскую систему; дидактические игры; дидактические игры; бригадно-лабораторный метод и др. бригадно-лабораторный метод и др. Они позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную ( по В. К. Дьяченко ). Типы группового обучения: обучение партнеров (в парах); обучение партнеров (в парах); группа, сидящая вместе; группа, сидящая вместе; маленькая команда; маленькая команда; задание для всего класса. задание для всего класса.
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной деятельности: 1. На основе дискуссионной деятельности: – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа) – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа) 2. На основе исследовательской деятельности: 2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа) – практические занятия (коллективная работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа) 3. Традиционные уроки с новыми аспектами: 3. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция; урок-лекция; урок-семинар; урок-семинар; урок решения задач; урок решения задач; урок-конференция; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-экскурсия; урок-консультация; урок-консультация; урок-зачет и т.д. урок-зачет и т.д. 4. Нестандартные уроки: 4. Нестандартные уроки: урок-аукцион; урок-аукцион; рок-пресс-конференция; рок-пресс-конференция; урок-защита диссертации; урок-защита диссертации; урок-суд; урок-суд; урок-посвящение; урок-посвящение;
Обучение на интегративной основе Варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных». Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных».
Технология развивающего обучения Психологические принципы развивающего обучения проблемность обучения; проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно- действенного, практического, наглядно- образного, отвлеченного, абстрактно- теоретического мышления); оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно- действенного, практического, наглядно- образного, отвлеченного, абстрактно- теоретического мышления); индивидуализация и дифференциация обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности. специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Компьютерные технологии [информационные] В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-). Компьютерные (новые информационные) технологии обучения это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения; открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Модульное обучение
Здоровьесберегающие технологии Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении Жан Жак Руссо
Концентрированное обучение Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность