« Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость» Эрих Фромм.
Агрессия у детей является одной из наиболее актуальных проблем в современном обществе. Современные семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Дети становятся грубыми, раздражительными. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, не умеют внимательно слушать. Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче корректировать и предупредить закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.
В современном мире родители стремятся интеллектуально развивать детей, при этом развитие эмоциональной сферы остается в стороне
Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.
Формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром по средствам игротерапии
снизить агрессивность у детей обучить их способам регуляции эмоциональных состояний; обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей. обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций. формировать умения и навыки произвольных движений на основе развития психомоторики. обучить эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми родителей и педагогов
Диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников проводилась с учетом взаимоотношений ребенка со сверстниками и педагогами в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности, тесной работы с родителями, которая ранее не использовалось в практике.
Проанализировать информационные источники по проблеме детской агрессивности Подбор диагностических методик Составление программы игровой коррекции агрессивного поведения
Первичное диагностическое исследование детей, родителей и педагогов Реализация программы коррекции Повторная диагностика
Первичное диагностическое исследование детей, родителей и педагогов Методика «Кактус» (Панфилова) Критерии агрессивности у ребенка (анкета) (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992). Схема наблюдения за поведением ребенка
Реализация программы коррекции Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Анализ полученных результатов совместно с педагогами и родителями Составление рекомендаций для родителей и педагогов
снижение уровня агрессивности у детей сформированность самоконтроля у детей. использование детьми речевых средств общения, умение конструктивно общаться сформированность умений и навыков произвольных движений на основе развития психомоторики. использование эффективных способов взаимодействия с агрессивными детьми родителями и педагогами
Проект может быть использован в других дошкольных учреждениях Проект содержит рекомендации по работе с родителями и педагогами
Проект будет размещен в сети Интернет для общего пользования Проведение мастер-классов Написание статьи
Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети. Иванова М. О детской агрессивности. Крылова О.Л., Новикова О.А. Агрессия у детей. Диагностика агрессивности дошкольников. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. html html