Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
Международные документы в области зашиты прав и свобод ребенка Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека на образование.
Декларация прав ребенка ООН от г. Принцип 7 «Ребенок имеет право на получение образования…» Данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Согласно ст. 28 этой Конвенции, признается право ребенка на образование. Ст. 29 регулирует принципы образования.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН Декларация о правах умственно отсталых лиц принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года «Умственно отсталое лицо имеет право на образование, обучение»
Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями (принята Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями 7-10 июня 1994 г.) Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями 1994 г. провозгласила, что лица, имеющие особые потребности в области образования, должны имеет доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы с инклюзивной ориентацией являются средством борьбы с дискриминацией.
Нормативно-правовые основы Российской Федерации в области защиты прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов В настоящее время решение вопросов, связанных с реализацией прав граждан на образование строится с учетом существования 4 уровней: Федеральный уровень Региональный уровень Местный уровень Уровень того или иного образовательного учреждения Каждый уровень издает нормативные документы в пределах своей компетентности.
Федеральный закон ФЗ «Об образовании» имеет общий характер и регулирует вопросы образования в целом. В частности, статья 50 (п. 10) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Согласно закону эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленными в статьях 2, 5,16, 29, 31.
Федеральный закон 181-ФЗ от г. «О социальной защите инвалидов» от г. Ст. 18,19 данного закона содержат положения, касающиеся образования инвалидов. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
Семейный кодекс РФ ст. 63 «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования…Родители … имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми»
Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно- ориентированное обучение и воспитание. Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.
Вопросы, связанные с обучением детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) учреждениях регулируют следующие нормативно-правовые акты: «Типовое положение о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденное Постановлением Правительства РФ от г. 288 Письмо Минобразования РФ от г. 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1-8 видов» Ряд писем, приказов федерального уровня, регионального уровня, местного уровня Приказы, положения и другие документы того или иного образовательного учреждения
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. 861 определяет организацию обучения в домашних условиях в случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение.
«Об использовании дистанционных образовательных технологий" (приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137), «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации» (письмо Минобрнауки России N от ). Этими нормативными документами регламентируется дистанционное образование детей с ОВЗ и инвалидов.
В марте 2009 года появилось новое Положение о ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии"). Формирование контингента учащихся специальных (коррекционных) учреждений происходит только через ПМПК. Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Таким образом, образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время опирается на многоуровневую нормативно- правовую базу, которая нуждается в комплексной актуализации.
Составитель презентации: Скрипина Елена Валерьевна, учитель СБО высшей квалификационной категории МСКОУ Дмитровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Московской области